Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 10-11 (1-10 апр.).
нужны не только организаторы люди и ведомства, но и организующие средства, деньги и т. п. Под тверждением этого может служить доклад Нарком- зема РСФСР, на I пленуме Центрального Пересе ленческого Комитета при ЦИЕС СССР, имевшем место в ноябре 1925 г. В этом докладе было выс казано и подчернуто положение, что „колонизацию Мурманского побережья следует понимать больше, как переброску сюда капиталов, чем людей". В этом отношении следовало бы вспомнить о неодно кратно возникавшем пожелании создания самосто ятельного учреждения: Комитета, Совета или т. п. по делам Мурмана. Потому что организационные потребности побережья настолько многообразны и велики, что осуществление их „попутно“, силами какой либо организации, имеющей еще и другие задачи, едва ли принесет должный результат. Второе это средства. Чрезвычайно трудно опре делить величину потребных для организации Мур мана средств. Можно только сказать, что средства эти должны быть весьма значительны. Государство должно будет найти эти средства, потому что при надлежащем целессообразном использовании их они возвратятся в государственные кассы в умножен ном размере. Самым благоприятным начинанием: финансового порядка было бы создание с одной стороны специального денежного „Мурманского Фонда", по примеру, например, фонда „Великого Рыболовства" и „Финмаркенского Фонда" в Норве гии, а с другой стороны, всемерное финансовое содействие общему благоустройству Мурмана: уси ление срочных рейсовых линий, портостроитель- ство и пр. Начав с крупных финансовых ассигнований, Норвегия за несколько последних десятилетий су мела оборудовать свои берега и создать на них условия чрезвычайно благоприятные для жизни вообще и для морского промысла в частности. И только на этой основе норвежское рыболовство смогло достигнуть тех огромных размеров, которы ми оно сейчас отличается. „Финмаркен, который 50 лет тому назад представлял такую же пустыню, как и наш Мурман, теперь приобщен к культур ной Норвегии. Электричество, гимназии, фабрики и заводы, магазины и склады, театры—все это ста ло обычным явлением на Финмаркене. И создалось все это не мановением какого то волшебного жез ла, а путем тяжелой работы правительства и част ной предприимчивости, путем широких льгот и привлечением капитала" *). Вот та дорога, по ко торой может и наш Мурман придти к своему культурно-хозяйственному благополучию. В современных условиях организационные ме роприятия на Мурмане могли бы идти в следую щих направлениях: 1) Мероприятия общественного благоустройства, 2) Мероприятия торгово-промыш ленного типа. 3) Мероприятия промыслово-техни ческие и 4) Мероприятие культурные. Меры первого типа должны преследовать внеш нее благоустройство: жилищное строительство; обо рудование гаваней не только для стоянки судов, но и для их причала и наиболее быстрой и удоб ной разгрузки, создание складов топлива (как мо торного, так и печного), создание мастерских и даже доков для ремонта судов, развитие срочного местного пароходства, более тщательная гидрогра фическая опись прибрежной зоны и составление *) См. Вестник Рыбопромышленности № 4 —5 за 1917 стр 157— Беломорец—с Мурмана. соответствующих карт для снабжения ими промыш ленников и т. д К мероприятиям второго типа следует отнести: создание различного рода обрабатывающих про дукты промысла производств и вспомогательных для мелкого промысла предприятий. На Мурмане нужны не только имеющиеся ныне полукустарные салотопни, но и заведения, обрабатывающие отбро сы, продукты акульего промысла и т. п. При этом акулу следует утилизировать на дело: печень, ко жу, мясо, кости, чтобы ничего не пропадало и не выбрасывалось в море. Консервному производству предоставляется здесь широкое поле деятельности. Вспомогательными для мелкого промысла предпри ятиями являются бочарные мастерские, склады для хранения рыбы и транспортирование ее. Мероприятия промыслово-технические касаются непосредственно промысла. В этом отношении преж де всего должны быть внесены изменения в типы употребляемых судов, так называемой „посуды" поморов. Только более устойчивый в непогоду тип судна, способного выдерживать значительный рейс, и с механическим двигателем может увеличить до- бычливость ловца за сезон, поднять доходность его труда. Успех норвежского рыболовства и высокий за работок норвежского рыбака сделались возможным лишь с переходом на укрупненные суда с механи ческими двигателями (моторные боты). В 1924 г. норвежский рыболовный флот состоял из 15.348 судов; из них моторных 14 232, паровых 344 и па русных 772, в свою очередь моторные палубные суда составляли 9.134 и моторные беспалубные 5.098*) Современный промысловый флот Мурмана в том же году состоял из 520 единиц, среди ко торых парусно гребных (еды, шняки и карбасы) 433, парусных 15 и моторных 71**). Эти преобла дающие у нас системы судов ставят в постоянную зависимость промышляющего на них ловца от слу чайных и стихийных причин, отсюда промысел на Мурмане наряду с его малой добычливостью отли чается еще и большей рискованностью. „В то вре мя, когда наш промышленник в буквальном смысле слова сидит и ждет погоды у моря, вооруженный новейшими способами лова культурный промышлен ник выходит на промысел за тридевять земель"***). Конечно, улучшенный тип судна принесет пользу лишь при наличии всестороннего оборудования промыслов, и в частности береговых сооружений, отнесенных нами к первой группе (оборудованные гавани, ремонтные мастерские, склады горючего и т. п.). Сюда-же к мероприятиям промыслово-тех нического порядка, следует отнести организацию наживочного дела на Мурмане. Правильно постав ленное, оно должно быть признано важнейшим фактором, определяющим успех, главным образом^ трескового лова там, где он ведется крючковой снастью, что как раз и имеет место у нас. Начи нания частные в наживочном деле едва-ли прине сут ожидаемый результат, попытки этого рода всегда кончались неудачей, тут нужно единое, ши роко организованное государственное предприятие. Улучшенные способы обработки и засола рыбы слу жат также существенной мерой к поднятию про*) См. Бюллетень Рыбного Хозяйства за 1924 г., № 19—20. **) Си. Техника Северных Промыслов вып. I, Архангельск, 1926, стр. 64. ***) См. Л. Л. Брейтфус—Рыбный промысел русских помо ров, сгр. 45. 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz