Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 10-11 (1-10 апр.).

нужны не только организаторы люди и ведомства, но и организующие средства, деньги и т. п. Под­ тверждением этого может служить доклад Нарком- зема РСФСР, на I пленуме Центрального Пересе­ ленческого Комитета при ЦИЕС СССР, имевшем место в ноябре 1925 г. В этом докладе было выс­ казано и подчернуто положение, что „колонизацию Мурманского побережья следует понимать больше, как переброску сюда капиталов, чем людей". В этом отношении следовало бы вспомнить о неодно­ кратно возникавшем пожелании создания самосто­ ятельного учреждения: Комитета, Совета или т. п. по делам Мурмана. Потому что организационные потребности побережья настолько многообразны и велики, что осуществление их „попутно“, силами какой либо организации, имеющей еще и другие задачи, едва ли принесет должный результат. Второе это средства. Чрезвычайно трудно опре­ делить величину потребных для организации Мур­ мана средств. Можно только сказать, что средства эти должны быть весьма значительны. Государство должно будет найти эти средства, потому что при надлежащем целессообразном использовании их они возвратятся в государственные кассы в умножен­ ном размере. Самым благоприятным начинанием: финансового порядка было бы создание с одной стороны специального денежного „Мурманского Фонда", по примеру, например, фонда „Великого Рыболовства" и „Финмаркенского Фонда" в Норве­ гии, а с другой стороны, всемерное финансовое содействие общему благоустройству Мурмана: уси­ ление срочных рейсовых линий, портостроитель- ство и пр. Начав с крупных финансовых ассигнований, Норвегия за несколько последних десятилетий су­ мела оборудовать свои берега и создать на них условия чрезвычайно благоприятные для жизни вообще и для морского промысла в частности. И только на этой основе норвежское рыболовство смогло достигнуть тех огромных размеров, которы­ ми оно сейчас отличается. „Финмаркен, который 50 лет тому назад представлял такую же пустыню, как и наш Мурман, теперь приобщен к культур­ ной Норвегии. Электричество, гимназии, фабрики и заводы, магазины и склады, театры—все это ста­ ло обычным явлением на Финмаркене. И создалось все это не мановением какого то волшебного жез­ ла, а путем тяжелой работы правительства и част­ ной предприимчивости, путем широких льгот и привлечением капитала" *). Вот та дорога, по ко­ торой может и наш Мурман придти к своему культурно-хозяйственному благополучию. В современных условиях организационные ме­ роприятия на Мурмане могли бы идти в следую­ щих направлениях: 1) Мероприятия общественного благоустройства, 2) Мероприятия торгово-промыш­ ленного типа. 3) Мероприятия промыслово-техни­ ческие и 4) Мероприятие культурные. Меры первого типа должны преследовать внеш­ нее благоустройство: жилищное строительство; обо­ рудование гаваней не только для стоянки судов, но и для их причала и наиболее быстрой и удоб­ ной разгрузки, создание складов топлива (как мо­ торного, так и печного), создание мастерских и даже доков для ремонта судов, развитие срочного местного пароходства, более тщательная гидрогра­ фическая опись прибрежной зоны и составление *) См. Вестник Рыбопромышленности № 4 —5 за 1917 стр 157— Беломорец—с Мурмана. соответствующих карт для снабжения ими промыш­ ленников и т. д К мероприятиям второго типа следует отнести: создание различного рода обрабатывающих про­ дукты промысла производств и вспомогательных для мелкого промысла предприятий. На Мурмане нужны не только имеющиеся ныне полукустарные салотопни, но и заведения, обрабатывающие отбро­ сы, продукты акульего промысла и т. п. При этом акулу следует утилизировать на дело: печень, ко­ жу, мясо, кости, чтобы ничего не пропадало и не выбрасывалось в море. Консервному производству предоставляется здесь широкое поле деятельности. Вспомогательными для мелкого промысла предпри­ ятиями являются бочарные мастерские, склады для хранения рыбы и транспортирование ее. Мероприятия промыслово-технические касаются непосредственно промысла. В этом отношении преж­ де всего должны быть внесены изменения в типы употребляемых судов, так называемой „посуды" поморов. Только более устойчивый в непогоду тип судна, способного выдерживать значительный рейс, и с механическим двигателем может увеличить до- бычливость ловца за сезон, поднять доходность его труда. Успех норвежского рыболовства и высокий за­ работок норвежского рыбака сделались возможным лишь с переходом на укрупненные суда с механи­ ческими двигателями (моторные боты). В 1924 г. норвежский рыболовный флот состоял из 15.348 судов; из них моторных 14 232, паровых 344 и па­ русных 772, в свою очередь моторные палубные суда составляли 9.134 и моторные беспалубные 5.098*) Современный промысловый флот Мурмана в том же году состоял из 520 единиц, среди ко­ торых парусно гребных (еды, шняки и карбасы) 433, парусных 15 и моторных 71**). Эти преобла­ дающие у нас системы судов ставят в постоянную зависимость промышляющего на них ловца от слу­ чайных и стихийных причин, отсюда промысел на Мурмане наряду с его малой добычливостью отли­ чается еще и большей рискованностью. „В то вре­ мя, когда наш промышленник в буквальном смысле слова сидит и ждет погоды у моря, вооруженный новейшими способами лова культурный промышлен­ ник выходит на промысел за тридевять земель"***). Конечно, улучшенный тип судна принесет пользу лишь при наличии всестороннего оборудования промыслов, и в частности береговых сооружений, отнесенных нами к первой группе (оборудованные гавани, ремонтные мастерские, склады горючего и т. п.). Сюда-же к мероприятиям промыслово-тех­ нического порядка, следует отнести организацию наживочного дела на Мурмане. Правильно постав­ ленное, оно должно быть признано важнейшим фактором, определяющим успех, главным образом^ трескового лова там, где он ведется крючковой снастью, что как раз и имеет место у нас. Начи­ нания частные в наживочном деле едва-ли прине­ сут ожидаемый результат, попытки этого рода всегда кончались неудачей, тут нужно единое, ши­ роко организованное государственное предприятие. Улучшенные способы обработки и засола рыбы слу­ жат также существенной мерой к поднятию про*) См. Бюллетень Рыбного Хозяйства за 1924 г., № 19—20. **) Си. Техника Северных Промыслов вып. I, Архангельск, 1926, стр. 64. ***) См. Л. Л. Брейтфус—Рыбный промысел русских помо­ ров, сгр. 45. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz