Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 1 (1 янв.).

26 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. № 1 заметим, что дорога оказалась здесь в относительно невыгодных условиях. Как самостоятельный про­ изводственно-хозяйственный орган Мурманская до­ рога выступила на арену борьбы за воссоздание лесной промышленности в тот поздний период, когда ценные остатки культурного наследия пере­ житого нами старого строя, в виде некоторых временно приостановленных, иногда совершенно исправных и к тому же оборудованных но послед­ нему слову заграничной техники, иногда полураз­ рушенных, лесопильных заводов, уже были исполь­ зованы другими лесозаготовительными организа­ циями. Подчиняясь воле сложившихся обстоятельств, дорога не останавливается перед осуществлением раз поставленной цели продуктивно использовать лесные богатства колонизуемого ею края путем механизации и интенсификации производства, что и побуждает ее приступить к организации новых деревообрабатывающих промышленных предприя­ тий Подвергая более глубокому и детальному ана­ лизу вышеуказанную задачу Мурманской дороги, мы видим, что внимание ее в данном случае должно фиксироьаться на двух сопутствующих моментах: с одной стороны, ей необходимо учесть и исполь­ зовать опыт и достижения довоенного периода развития лесной промышленности нашего Севера, а с другой—выйдя за пределы застывших форм, искать новые пути для В( естороннего теано-хими- ческого использования древесины. Если в первом случае опыт и наследие старины требует от нас внимательного изучения тзх (естественных водных пут( й, на которых всецело в прежнее время бази­ ровалась лесная промышленность Севера, устано­ вившихся традиций и освященных временем мето­ дов работы, то современная проблема интенсифи­ кации производства при наличности железнодорож­ ной линии ставит пред вами несравненно бплее сложную задачу, а именно, задачу рационального использования для указанной цели обоих видов транспорта и взаимного комбинированного сотруд­ ничества их в пргц^ссе борьбы за мировые и вну­ тренние рынки. Решение данной задачи является для дороги непременным yi-лоеием прогресса тех­ ники в области л*соразрабатывающей промышлен­ ности. Д«-ш вая энергия сплавных путей, позволя­ ющая эксплоатиоовать лесные насаждения в их сыром, необрабо анном виде, дает для дороги мало- ц**юые грузы; в дальнейшем возникает необходи­ мость в сочетании этой стихийной силы течения воды с научными достижениями в области механи­ ческого и техно химического использования древе­ сины с целью получения таким образом высоко­ сортных товаров для рынка и ценных для дороги грузов, выдерживающих высокий тариф. На примере Медвежьегорского Лесопильного за­ вода мы видим, как утилизи>уется водния стихия в виле системы здешних сплавных рек с р, Кумсой Онежским озером, по которым д ставляется 60% сырья на завод (остальные 40% дает дорога) и как, с другой стороны, готовые фабрикаты, в виде пиломатериалов, мебели и бочарных комплектов, немедленно перебрасываются по железной дороге к месту непосредственного потребления. Дорога та­ ким образом, взяв на себя инициативу организации новых, до сих пор неизвестных Северу, вид >в про­ изводства, бочарного и мебельного, во первых, удо- вчетворяет острой и давно назренпей потребности промыслового Севера в рыбной таре, готовой ме­ бели и пр., во вторых, перерабатывая на месте све­ жую древесину и в дальнейшем, поставляя на ры­ нок фабрикаты из нее, тем самым, взамен деше­ вых везет ценные грузы, выдерживающие более высокий тариф; в третьих, создает новые очаги промышленной колонизации края, привлекая сюда квалифицированную рабочую силу и давая зарабо­ ток местному населению. Станция „Медвежья Го­ ра", расположенная на новом колонизационном пу­ ти, благодаря целому ряду благоприятствующих обстоятельств, уже теперь претендует стать про­ мышленным и культурным центром Иовенецкого у.. отодвинув на второй план г. Повенец, который, бу­ дучи расположен на старом сухопутно-водном пути из Петрозаводска к Белому норю, с проведением Мурм. ж. д. постепенно утрачивает свое былое зна­ чение. Лесопильный завод на указанной станции яв­ ляется важным фактором промышленного оживле­ ния не только самой станции, но также и всего прилегающего к ней района. Рассматриваемый завод, общая годовая произ­ водительность которого, при условии работы на три смены, достигает одного миллиона к/ф при выхгде 60,2%, 60% сырья получает по воде и 40% по жел. дороге. Имея два таких мощным источни­ ка питания сырьем, как система р Кумсы и жел. дорога, Медвежьегорский завод вполне обеспечен сырьем, нормальные постоянные запасы которого выражаются цифрой 200.000 к/ф. Выгодно распо­ ложенный на скрещении водных и железнодорож­ ного путей, названный завод, обеспеченный сырьем и продукцией своего бочарного, Мебельного и пи­ ловочного производства и к тому же отвечающий назревшей потребности рынка—может свободно и интенсивно развивать свою деятельность. И дей­ ствительно, возникший только в прошлом году, обо­ рудованный третьей рамой в мае текущего года, завод растет со сказочной быстротой. С 1 июня 1924 г. и по 15 мая 25 г., при двух рамах и 1257 рамосменах, переработано сырья 1.084.446,67 к/ф. С 16 мая и по 30 сентября 1925 г., при трех ра­ мах и 954 рамосменах—784'.452,85 к/ф , а всего с основания завода и по 30 сентября 1925 г. перера­ ботано сырья 1.868.899 52 к /ф , что составит, при выходе 60,2%, готовой продукции 1.124.332.58 к/ф. Завод оборудован паровой машиной в 215—Н/Р, которая обслуживает также и дереюобделочную мастерскую; паро-динамо машиной —14 Н/Р; паро- динамо машиной- 35 II/P. Кроме имеющихся в наличности отдельных стан­ ков и круглых пил, ожидается прибытие большого строгального станка, производительность которого равна 250 погонных фут в минуту. Наличность по­ следнего в заводском оборудовании позволит доро­ ге принимать большие заказы на пиломатериалы от других ведомств с полной гарантией срочного их выполнения. Рабочих на заводе в 1924 г. рабо­ тало 124 ч., в 1925 г.—150 ч., и служащих—22 ч. Потребителями готовой продукции лесопильно­ го завода являются, помимо служб и отделов са­ мой дороги, также и другие, как например: Сев.- Западная ж. д . Екатерининская и проч. Составные части завода—столярно механическая мастерская с сушилкой и бочарное производство. Первая из них представляет из себя вместе с механической сушилкой одно неразрывное целое, оборудована 10 станками и выполняет главным об­ разом заказы Отделов U, Д, Т, Ш, М и проч., вы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz