Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 1 (1 янв.).
26 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. № 1 заметим, что дорога оказалась здесь в относительно невыгодных условиях. Как самостоятельный про изводственно-хозяйственный орган Мурманская до рога выступила на арену борьбы за воссоздание лесной промышленности в тот поздний период, когда ценные остатки культурного наследия пере житого нами старого строя, в виде некоторых временно приостановленных, иногда совершенно исправных и к тому же оборудованных но послед нему слову заграничной техники, иногда полураз рушенных, лесопильных заводов, уже были исполь зованы другими лесозаготовительными организа циями. Подчиняясь воле сложившихся обстоятельств, дорога не останавливается перед осуществлением раз поставленной цели продуктивно использовать лесные богатства колонизуемого ею края путем механизации и интенсификации производства, что и побуждает ее приступить к организации новых деревообрабатывающих промышленных предприя тий Подвергая более глубокому и детальному ана лизу вышеуказанную задачу Мурманской дороги, мы видим, что внимание ее в данном случае должно фиксироьаться на двух сопутствующих моментах: с одной стороны, ей необходимо учесть и исполь зовать опыт и достижения довоенного периода развития лесной промышленности нашего Севера, а с другой—выйдя за пределы застывших форм, искать новые пути для В( естороннего теано-хими- ческого использования древесины. Если в первом случае опыт и наследие старины требует от нас внимательного изучения тзх (естественных водных пут( й, на которых всецело в прежнее время бази ровалась лесная промышленность Севера, устано вившихся традиций и освященных временем мето дов работы, то современная проблема интенсифи кации производства при наличности железнодорож ной линии ставит пред вами несравненно бплее сложную задачу, а именно, задачу рационального использования для указанной цели обоих видов транспорта и взаимного комбинированного сотруд ничества их в пргц^ссе борьбы за мировые и вну тренние рынки. Решение данной задачи является для дороги непременным yi-лоеием прогресса тех ники в области л*соразрабатывающей промышлен ности. Д«-ш вая энергия сплавных путей, позволя ющая эксплоатиоовать лесные насаждения в их сыром, необрабо анном виде, дает для дороги мало- ц**юые грузы; в дальнейшем возникает необходи мость в сочетании этой стихийной силы течения воды с научными достижениями в области механи ческого и техно химического использования древе сины с целью получения таким образом высоко сортных товаров для рынка и ценных для дороги грузов, выдерживающих высокий тариф. На примере Медвежьегорского Лесопильного за вода мы видим, как утилизи>уется водния стихия в виле системы здешних сплавных рек с р, Кумсой Онежским озером, по которым д ставляется 60% сырья на завод (остальные 40% дает дорога) и как, с другой стороны, готовые фабрикаты, в виде пиломатериалов, мебели и бочарных комплектов, немедленно перебрасываются по железной дороге к месту непосредственного потребления. Дорога та ким образом, взяв на себя инициативу организации новых, до сих пор неизвестных Северу, вид >в про изводства, бочарного и мебельного, во первых, удо- вчетворяет острой и давно назренпей потребности промыслового Севера в рыбной таре, готовой ме бели и пр., во вторых, перерабатывая на месте све жую древесину и в дальнейшем, поставляя на ры нок фабрикаты из нее, тем самым, взамен деше вых везет ценные грузы, выдерживающие более высокий тариф; в третьих, создает новые очаги промышленной колонизации края, привлекая сюда квалифицированную рабочую силу и давая зарабо ток местному населению. Станция „Медвежья Го ра", расположенная на новом колонизационном пу ти, благодаря целому ряду благоприятствующих обстоятельств, уже теперь претендует стать про мышленным и культурным центром Иовенецкого у.. отодвинув на второй план г. Повенец, который, бу дучи расположен на старом сухопутно-водном пути из Петрозаводска к Белому норю, с проведением Мурм. ж. д. постепенно утрачивает свое былое зна чение. Лесопильный завод на указанной станции яв ляется важным фактором промышленного оживле ния не только самой станции, но также и всего прилегающего к ней района. Рассматриваемый завод, общая годовая произ водительность которого, при условии работы на три смены, достигает одного миллиона к/ф при выхгде 60,2%, 60% сырья получает по воде и 40% по жел. дороге. Имея два таких мощным источни ка питания сырьем, как система р Кумсы и жел. дорога, Медвежьегорский завод вполне обеспечен сырьем, нормальные постоянные запасы которого выражаются цифрой 200.000 к/ф. Выгодно распо ложенный на скрещении водных и железнодорож ного путей, названный завод, обеспеченный сырьем и продукцией своего бочарного, Мебельного и пи ловочного производства и к тому же отвечающий назревшей потребности рынка—может свободно и интенсивно развивать свою деятельность. И дей ствительно, возникший только в прошлом году, обо рудованный третьей рамой в мае текущего года, завод растет со сказочной быстротой. С 1 июня 1924 г. и по 15 мая 25 г., при двух рамах и 1257 рамосменах, переработано сырья 1.084.446,67 к/ф. С 16 мая и по 30 сентября 1925 г., при трех ра мах и 954 рамосменах—784'.452,85 к/ф , а всего с основания завода и по 30 сентября 1925 г. перера ботано сырья 1.868.899 52 к /ф , что составит, при выходе 60,2%, готовой продукции 1.124.332.58 к/ф. Завод оборудован паровой машиной в 215—Н/Р, которая обслуживает также и дереюобделочную мастерскую; паро-динамо машиной —14 Н/Р; паро- динамо машиной- 35 II/P. Кроме имеющихся в наличности отдельных стан ков и круглых пил, ожидается прибытие большого строгального станка, производительность которого равна 250 погонных фут в минуту. Наличность по следнего в заводском оборудовании позволит доро ге принимать большие заказы на пиломатериалы от других ведомств с полной гарантией срочного их выполнения. Рабочих на заводе в 1924 г. рабо тало 124 ч., в 1925 г.—150 ч., и служащих—22 ч. Потребителями готовой продукции лесопильно го завода являются, помимо служб и отделов са мой дороги, также и другие, как например: Сев.- Западная ж. д . Екатерининская и проч. Составные части завода—столярно механическая мастерская с сушилкой и бочарное производство. Первая из них представляет из себя вместе с механической сушилкой одно неразрывное целое, оборудована 10 станками и выполняет главным об разом заказы Отделов U, Д, Т, Ш, М и проч., вы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz