Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 1 (1 янв.).
ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. 25 1923 г. использование последнего было выгоднее. ^В соседрей Эстонии вся почти промышленность связана со сланцами, на них работают цзментные заводы Порт-Куда и Ассериа, железные дороги, газовые и другие заводы; но условия эстонских i-ланцев более благоприятны чем вейнмарнских. Однако, несомненно, что именно на сланцах, с по стройкой цементного завода в Веймарне, можно основать все цементное производство Сев. Зап. Области используя их и как топливо и как сырье для клинкера. Д/ш других применений сланцы в будущем явятся также, быть может большим, топ ливным и сырьевым рессурсом. Ш ун ги т . Разведанные запасы шунгита и шун- гинского антрацита не велики, около 40 милл. пудов. Может послужить как пылевидное топливо в примеси к сланцам, при производстве ферро-си лиция, элеюродов для него и пр. Белый уголь. Белый уголь в Сев. Зап. Области можно подразделить на несколько районов: Узел больших северных станций на р. Ниве, Ковде и Колвице около 250—300 тыс. лош. сил, со стоимостью энергии 0, 4 —0, 6 коп. за киловат- час. Такая мощность могла бы поднять 40—50 ты сяч тонн аллюминия в год, т. е. достигнуто .‘/в всего мирового производства аллюминия Осилить это средствами Союза в данное время нельзя. Это район будущего, или район возможного привлече ния мировых иностранных капиталов. Южнее—бассейны р. Кеми и Выга и др мощ ностью также 250—300 тыс. лош. сил, с установ ками мощностью по 20—45 тыс. лош. сил, с стои мостью энергии около 0, 6—0 ,9 черв. коп. киловат- час. Эго тот район, который дает основания гово рить об его использовании теперь, силами Союза, для электрометаллургии. Еще южнее—установки на р. Суне,—Кондопож ская, 2-ой очереди (15.000 лош. сил \ Гирвнз и Пор-Порог, общей мощностью до 60.000 лош. сил, с стоимостью энергии 1—1, 25 коп. за киловат- час, энергия которых может быть используема на древесномассное, целлюлозное производство и друг. Наконец, еще южнее район равнинных р^к— Свирь, Волхов, Нева и друг, частью с мощными, но дорогими установк ми, назначение которых— обслуживание Ленинграда, его железных дорог и предприятий. Общая мощность возможных установок очень велика, около 1 милл. лош. сил, что может дать опору громадной промышленности, притом в усло виях с которыми соперничать могут только немно гие районы страны, как напр Кавказ. В целом, топливныз возможности Сев. Зап Об ласти,—дрова, торф, сланцы и белый уголь очень велики, и Область вполне может стать районом развитой металлургии, но металлургии особо цен ной, базирующейся главным образом на чистом, хотя и более дорогом, древесном угле и на энер гии белого угля. Переходя т.еперь к Надвоицкому электропла вильному центру, необходимо задать вопрос, куда может быть вообще используема энергия р. Кемь— Выг? На электрификацию Мурманской ж. д., но это требует огромных капиталов, что целесообразно только тогда, когда в крае разовьется мощная промышленность. На освещение городов?—их нет зцесь, а то что есть требует небольшой мощности. На получение азота из воздуха?—но это мало целесообразно. Тольк I Норвегия, страна с огромными водопа дами и малой промышленностью пошла на такую трату энергии в воздух, которая требует втрое больше энергии чем производство азотистых удоб рений цианамидным способом, да и Норвегия раз вивает сейчас у себя производство аллюминия на американские капиталы. Наконец, получение кальции-карбида, затем азотистой извести, требует наличия очень чистых известняков, а почти все известняки Карелии (кроме имеющихся на Ю. Оленьем Острове, близ Петрозаводска) доломитизированы. Таким образом, можно придти к выводу, что если не использовать белый уголь центральной Карелии на электрометаллургию, то его и вообще нельзя сейчас использовать. В общем итоге—или такое оставление района без использования, с продолжением существую щего положения, или же создание здесь электро станций, заводов, мастерских, поселков, целого района промышленной колонизации, и доходности Мурманской ж. д. Вот те основы, которые после изучения вопроса в целом, выдвинули план создания Надвоицкого электроплавильного центра, для производства аллю миния и др. П Гаевский. (Продолжение следует). Медвежьегорский лесопильный завод Трехрамный лесопильный завод Мурманской ж. д. на ст. „Медвежья Гора“, пущенный в ход 1-го июня 1924 г., с механической сушилкой, бо чарной и мебельной мастерскими, представляет из себя характерное явление на фоне общего разви тия производительных сил Карело-Мурманского Края. Здесь обращает начсебя внимание и самая идея, положенная в основу данного предприятия, представляющего из себя комбинированное соче тание различных стадий и форм лесоразрабатываю щего производственного процесса; и темп работы, характерный для дороги, находящейся в таких тяжелых климатических условиях, при которых продолжительная зимняя стужа, сменяя краткий летний сезон строительства, побуждает для дости жения максимальных возможностей разиивать бе шенную энергию; и наконец, степень самих дости жений, оценка которых, с беспристрастной и строго-об'ективной точки зрения, должна быть признана весьма значительной. Если мы сопоставим деятельность Мурманской ж. д в области организации лесоразрабатывающей промышленности края с деятельностью в той-же области других организаций и учреждений, то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz