Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 1 (1 янв.).

24 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. — ..............- ................. » _______________________ :_____________________________ ;_____________ Надвоицкий элекгпроплавилЬнЬш центр В последнее время поставлен вопрос о созда­ нии в районе Мурманской ж. д. металлургических заводов тяжелой индустрии, на др весной и белом угле Если этот проект принят принципиально Карелией и Правлением Мурм. ж. д. и рассматри­ вается в ( ’евзапэкосо, то со стороны многих вы­ сказываются сомнения и недоумения, а порой при­ ходится слышать даже возражения, тех, которые должны бы всецело стать на защиту этого проекта. Для ясного представления здесь необходимо по­ ставить вопрос щ ежде всего в целом,— является ли Сев. Зап. Область, к а к та ковая , районом воз­ можным металлургии? Для этого нужны три основных условия: 1. Наличие квалифицированных и культурных сил, которые дадут опору для производства. В этом отношении Ленинград, очевидно имеет пре­ имущества перед многими другими районами стра­ ны, 2 Наличие рудного сырья. Здесь ресеурсами Сев. Зап. Области служат железные и алюминевые руды и ряд минерального сырья для электропла­ вильного дела (кварц, известь, кварциты и кварце­ вые пески и др.). .3. Наконец, важнейшим вопросом является то п ­ ливо. С. В. Бернштейн-Коган, в своей брошюре: „К вопросу о постановке работ по районированию и рационализации географического размещения про­ мышленности" (М. 1925 г.) приводит данные, о значении топлива. В то время, когда Англия с ее углем и Герма­ ния т^мели мощную металлургию, Франция, имев­ шая мало своего угля, имела и самое скромное железоделательное производство, несмотря на свои громадные железорудные богатства. Причина этого в том, что уголь не выдержи­ вает больших перевозок, как требующийся в зна­ чительных количествах, и всецело расходуемый в процессе производства. Если поставить вопрос о топливе в Сев. Зап. Области в целом, то мы имеем следующие виды топлива: Дрова Обычное топливо Области, но базировать на нем крупную промышленность нельзя. До войны работа Петрограда велась на привозном англий­ ском угле. Нисколько серьезен вопрос с положе­ нием дровяного топлива видно из примера: в Че­ реповецкой губ. решена постройка нового стеколь­ ного, механизированного завода, на 1,5 милл. пу­ дов стекла в год. (Такие механизированные заводы меньше чем на 1,5-2 милл. пудов не рациональны). На каждый пуд стекла идет 6-8 пудов дров. Итого- на этот завод требуется в год до 40.000 кб. саж. в год, а вся промышленность Череповецкой губ. потребляла в 1924/25 г., включая и 2 существу­ ющих стекольных завода 15000 кб. с. и годовой прирост дровяной древесины целого Череповецко­ го уезда—36 000 кб. с. Из этого видно, что постройка даже одногоно вого стекольного завода вызывает больше труд­ ности, и очевидно, ошибочно думать в таких слу­ чаях только о дровах, а надо расчитывать непре­ менно и на торф, (в частности стекольные заводы отлично могут работать на торфе, напр, на нем всецело работает завод „Дружная Горка“). Торф, Переходя к торфу надо сказать, что в данное время торф является почти самым дорогим топливом в Области, во вероятно, через год-два станет едвали не самым дешевым. Сознание этого заставляет обратить серьезнейшее внимание на электрофицировшие торфяных разработок, механи­ зацию, улучшение методов добычи и пр., чем пред­ видится понижение стоимости торфа, в то время как дрова будут растии в иене. Громадные торфяные рессурсы, возможность перехода на них стекольных заводов, которым трудно приходится в ряде других районов, (где много таких заводов закрылось по затруднениям в топливе), возможность образования мощных электро­ станций на торфе, возможный переход на торф ряда предприятий,—все это дает основание видеть в торфе источник больших возможностей. Сланцы. Горючие сланцы близ ст. Веймарн на­ чатые разработкой в 1918 г., не разрабатываются больше, так как при избытке Донецкого ■угля в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz