Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 1 (1 янв.).

№ 1 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КГАЯ. 17 С зтих высот изучался район, по ним вела< ь ориентировка и корректирование выбранного на- правлевия и только, благодаря им возможно бы­ ло в такой короткий срок сравнительно безоши­ бочно проложить задуманный путь. В детализации внутреннего рельефа данного района необходимо отметить важную для дорож­ ного строительства особенность, а именно: нали­ чие на всех почти болотных низинах, особенно проточных, холмов и сопок сложенных из чисто гравелистого материала. Водное богатство района сконцентрировано глав­ ным образом 6 южной его части, причем особен­ ностью водотоков является отсутствие выработан­ ных долин, мелководность, порожистость, быстрота течения и слабый под'ем весенних вод. Ни одна из рек, даже соединяющих озера, не может слу­ жить путем карбасного сообщения. Почвенный покров района представлен маломощ­ ными, с/або-подйолистыми супесями (на суходолах), торфяно болотными почвами в низинах и, наконец, скелетными горными почвами на возвышенностях Лес несколько бо­ гаче в южной и за­ падной части райо­ на. С удалением на восток количество и качество его быстро падают, сходя на нет к Ловозеро. Из Лесных пород отме^еются: в преоб­ ладающем количест­ ве ель, реже, особен­ но строевая,сосна; в поймах рек и на вер ­ шинах некоторых ва- реков—береза, а так­ же единичные случай осины. В общей оценке лес отличается угне­ тенностью (многовер- шинность), отсутст­ вием молодняка, на­ личием большего ко­ личества сухостоя и валежника. Обратное явление представляет другой вид рас­ тительного покрова—ягель—незаменимое богатство Лапланд и, основа оленеводства, итсутствуя в непосредственной близости у Пуло- зеро, плотность его покрова увеличивается в зна­ чительной степени с продвижением на восток, пред­ ставляя за частую, сплошь затянутую им поверх­ ность. Касаясь заполнения отрицательных форм рель ефа, низин рай >на, типы.заболоченности таковых могут быть отнесены по преимуществу к сфагно­ вым болотам и в незначительной ча< ти, главным об­ разом в долинах рек, вблизи озер—к осоковым. Из фагновых болот можно выделить: чисто мо- рошковые, покрытые нискорослой сосной и покры­ тые зарослями. Все разновидности болот района отличаются значительной кочковатостью как растительного происхождения, гак и от наличия громадного ко­ личества валунов погребенных под верхним покро­ вом болот. Производство работ по изысканию и прокладке самой дороги велось одновременно в ударном по­ рядке. В первую очередь было определено направ* ление первых 15 километров, со стороны Ловозеро, общих для обоих маршрутов. На этом участке си­ лами Ловозерского Комитета общественной взаимо­ помощи 5 сентября начаты, собственно, работы. В это же время и по 8 сентября велось обсле­ дование дальнейшего протяжения маршрута е вы­ ходом его к жел дор. у ст. Пулозеро. Производство работ с этого конца повелось при­ возной рабочей силой, Д 1 Я которой потребовалось доставить продовольствие из Мурманска и обеспе­ чить своевременную разброску по линии. Доставка рабочих, продовольствия и окончатель­ ное установление направления с его начального пункта заняли промежуток времени до 15 Сентя­ бря, с какового дня начаты работы на первых 20 кил. от Пулозеро. В дальнейшем изыскания повелись по опреде­ лению направления в наиболее трудной, середин­ ной части всего маршрута, сами же работы, при общем количестве рабочих до 100 чел., разбитых на несколько артелей, шли от концов к середине, под руководством одного техника и десятника с каждой стороны. При этом необходимо отметить, что с приня­ тием маршрута Пулозеро—Ловозеро увеличилось предполагаемое направление дороги, а следова­ тельно и об'ем работ предусмотренных первона­ чальным планом. Размеры настоящей статьи не дают возможности полного освещения всех трудностей производства работ в условиях данного района при крайней не­ ограниченности срока окончания таковых. Непрерывное хождение пешком для руководства работами но B' ему маршруту, одновременное про­ изводство изысканий, ночевка в лесу под откры­ тым небом при кострах, как рабочих, так и техни­ ческого персонала, два-три случая отсутствия хле­ ба, вследствие заминок в доставке продовольствия на первых порах до прибытия оленей, наступив шие затем холода и, наконец, выпчвший 16 октя­ К ст. „Пионерно-дорожное строит. Мурманск, губернии'1. З.^Тип устроенных переправ через ручья и реки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz