Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 1 (1 янв.).

14 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ Что нужно знать местным краеведам? Краеведческое движение в СССР за последние годы принимает широкие размеры. На территории Союза Рес­ публик насчитывается до 1 500 краеведческих организа­ ций. Начинает развиваться'и школьное краеведение. То р одной, то в другой школе возникают краеведческие кружки, в которых юные краеведы—учащиеся, под ру­ ководством педагогов, пробуют свои силы в деле изуче­ ния местного края. Это движение понемногу захваты­ вает и Карело-Мурманский Край,—например, промельк­ нуло в «газетах сообщение, что краеведческий кружок организовался при М. Горской ж. школе, в Кандалак­ ше, Кеми и др. местах. Как протекает в них работа, пока неизвестно. Но имеются сведения, что на первых же порах своей; деятельности школьные краеведческие кружки встречают не мало затруднений, особенно при разрешении различных вопросов организационного и методического характера. Это и понятно,—на местах, даже в областных центрах, не всегда можво найти до­ статочно авторитетных и опытных краеведов, к кото­ рым можно было бы обратиться за раз‘яснениями. Ру­ ководители кружков, а также- иногда и отдельные ис­ следователи, „мечутся" в поисках материала и лиц, ко­ торые помогли бы им в новой для них краеведческой работе. Такое печальное явление имеет место и в на­ шем крае,—мне пришлось недавно убедиться в этом при разговорах с руководителями одного из краеведческих кружков Карелии, жаловавшимися на свою беспомощ­ ность в краеведческой работе. И каково же было удив­ ление моих собеседников, .когда они узнали, что имеет­ ся специальный орган, призванный инструктировать и руководить краеведческими кружками в их организа­ ционной и методической работе, что существует Цент­ ральное Бюро Краеведения (ЦБК ) —Лениград. пл. 9 января 6, Мраморный Дворец. Двери его гостеприимно открыты для всех краеведов—и для школьных и для исследователей. К нему можно обращаться и лично и с письменными запросами по всем вопросам, связанным с изучением местного края и школьного краеведения (методическим и организационным). В изданиях ЦБК— журнале „Краеведение", сборнике „Вопросы краеведе­ ния" и отдельных программах и инструкциях можно встретить ряд ценных статей методического характера. Укажем только некоторые из них:—„Участие широких слоев населения в краеведческой работе"—А. Макси­ мова, „Как вести краеведческую работу в школе"— Н. П. Дружинина, „Роль музеев в сельско-хозяйствен- ной промышленности"—М. В. Новорусского и др. („Кра­ еведение" 1925 г. № 1—2) На страницах ежемесяч­ ного органа ЦБК—„Известиях"—дается широкая ин­ формация о краеведческом движении на местах, печа­ таются списки вновь выходящих книг и т. д. Но, к сожалению, наши краеведческие организации не имеют организационний или даже никакой с р я зи с ЦБК. Но мой совет руководителям одного кружка (в ми­ нувшем ноябре) установить связь с Бюро последовал довольно характерный ответ: „знаете-ли, как-то нелов­ ко, у нас еще ничего нет". Стыд безусловно ложный. Вот тем-то, у кого еще „ничего нет“, и следует скорее установить организационную связь с ЦБК. Они полу­ чат от Бюро все нужные им советы и указания, лите­ ратуру и т. д. Стесняться нечего. ЦКБ ищет этой свя­ зи с местами, призывает все краеведческие организа­ ции—школьные и исследовательские—тесно связаться с ним. Такую организованную связь с Бюро лолжны уста­ новить и все краеведческие организации Карело-Мур­ манского Края. И чем скорее, тем лучше, ибо „промед­ ление времени—смерти подобно11. в. и. к.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz