Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 1 (1 янв.).
14 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ Что нужно знать местным краеведам? Краеведческое движение в СССР за последние годы принимает широкие размеры. На территории Союза Рес публик насчитывается до 1 500 краеведческих организа ций. Начинает развиваться'и школьное краеведение. То р одной, то в другой школе возникают краеведческие кружки, в которых юные краеведы—учащиеся, под ру ководством педагогов, пробуют свои силы в деле изуче ния местного края. Это движение понемногу захваты вает и Карело-Мурманский Край,—например, промельк нуло в «газетах сообщение, что краеведческий кружок организовался при М. Горской ж. школе, в Кандалак ше, Кеми и др. местах. Как протекает в них работа, пока неизвестно. Но имеются сведения, что на первых же порах своей; деятельности школьные краеведческие кружки встречают не мало затруднений, особенно при разрешении различных вопросов организационного и методического характера. Это и понятно,—на местах, даже в областных центрах, не всегда можво найти до статочно авторитетных и опытных краеведов, к кото рым можно было бы обратиться за раз‘яснениями. Ру ководители кружков, а также- иногда и отдельные ис следователи, „мечутся" в поисках материала и лиц, ко торые помогли бы им в новой для них краеведческой работе. Такое печальное явление имеет место и в на шем крае,—мне пришлось недавно убедиться в этом при разговорах с руководителями одного из краеведческих кружков Карелии, жаловавшимися на свою беспомощ ность в краеведческой работе. И каково же было удив ление моих собеседников, .когда они узнали, что имеет ся специальный орган, призванный инструктировать и руководить краеведческими кружками в их организа ционной и методической работе, что существует Цент ральное Бюро Краеведения (ЦБК ) —Лениград. пл. 9 января 6, Мраморный Дворец. Двери его гостеприимно открыты для всех краеведов—и для школьных и для исследователей. К нему можно обращаться и лично и с письменными запросами по всем вопросам, связанным с изучением местного края и школьного краеведения (методическим и организационным). В изданиях ЦБК— журнале „Краеведение", сборнике „Вопросы краеведе ния" и отдельных программах и инструкциях можно встретить ряд ценных статей методического характера. Укажем только некоторые из них:—„Участие широких слоев населения в краеведческой работе"—А. Макси мова, „Как вести краеведческую работу в школе"— Н. П. Дружинина, „Роль музеев в сельско-хозяйствен- ной промышленности"—М. В. Новорусского и др. („Кра еведение" 1925 г. № 1—2) На страницах ежемесяч ного органа ЦБК—„Известиях"—дается широкая ин формация о краеведческом движении на местах, печа таются списки вновь выходящих книг и т. д. Но, к сожалению, наши краеведческие организации не имеют организационний или даже никакой с р я зи с ЦБК. Но мой совет руководителям одного кружка (в ми нувшем ноябре) установить связь с Бюро последовал довольно характерный ответ: „знаете-ли, как-то нелов ко, у нас еще ничего нет". Стыд безусловно ложный. Вот тем-то, у кого еще „ничего нет“, и следует скорее установить организационную связь с ЦБК. Они полу чат от Бюро все нужные им советы и указания, лите ратуру и т. д. Стесняться нечего. ЦКБ ищет этой свя зи с местами, призывает все краеведческие организа ции—школьные и исследовательские—тесно связаться с ним. Такую организованную связь с Бюро лолжны уста новить и все краеведческие организации Карело-Мур манского Края. И чем скорее, тем лучше, ибо „промед ление времени—смерти подобно11. в. и. к.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz