Вестник Кольского научного центра РАН №3, 2020 г.

Г. А. Пустовойт 30 http://www.naukaprint.ru/zhurnaly/vestnik/ Первый сплав был произведен летом 1928 г. экспедицией Главного геологоразведочного управления (ГГРУ) под руководством Ю. А. Билибина с устья реки Хюрюнды (левого притока реки Малтан), где были построены два плота грузоподъемностью 500 кг каждый. Сплав был полон неожиданностей: «фактически это было путешествие то над водою, то под нею» [ГАМО. Ф. Р-50. Оп. 1. Д. 30. Л. 14]. В 1929 г. сплав осуществлялся на пяти плотах, грузоподъемностью по одной тонне. Руководить сплавом пришлось сотрудникам экспедиции, отрывая время от геологопоисковых работ. Причем руководство «Союззолота» (Ф. Д. Оглоблин и В. И. Лежава- Мюрат) планировали обеспечить прииски только при помощи гужевого транспорта, однако «…к весне выяснилось, что эти надежды их жестоко обманули. Завезенного продовольствия могло хватить лишь до конца лета». Трудности с нехваткой транспорта заставили вновь «начать срочную подготовку к сплаву. Сплав протекал с громадными трудностями», так как река Малтан сильно обмелела [Седов, 1998; 183]. Об этом свидетельствуют тяжелые условия работы в период 1930–1931 гг. В 1930 г. сплав начинался от устья реки Хета, правого притока реки Малтан [ГАМО. Ф. Р-50. Оп. 1. Д. 30. Л. 14]. Из четырех кунгасов (больших самодельных рыболовных лодок по 1,2 т каждый) до устья реки Среднекан добрались два, так как другие два были разбиты на порогах реки Малтан и продовольствие было уничтожено медведем. В течение весны 1931 г. на месте начала сплава были построены два жилых дома и шесть кунгасов (по 1,5 т грузоподъемности). Сплав был начат 4 июня, два кунгаса затонули, находившийся на них груз пропал. Рис. 6. Дневник передового разведочного отряда –– это толстая ученическая тетрадь без обложки. На заглав- ном листе написано рукой Юрия Александровича: «Ю. А. Билибин». Всего в дневнике 77 страниц и множество рисунков: слева –– титульный лист рукописного дневника Ю. А. Билибина, справа –– первая страница дневника, нижний рисунок на 50-й странице дневника выполнен Ю. А. Билибиным. (Источник: Магаданский областной краеведческий музей (МОКМ), коллекция документов) С лета 1929 г. «Союзолото» отказалось от транспортировки грузов для приисков через село Ола, поскольку удобнее было разгружать корабли в бухте Нагаева. В 1930 г. «Союззолото» организовало здесь портовый пункт для постоянного захода судов с грузами. Для приемки грузов, доставляемых морским транспортом, в 1930 г. руководство «Союззолота» обратилось к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz