Вестник Кольского научного центра РАН №3, 2020 г.
Г. А. Пустовойт 28 http://www.naukaprint.ru/zhurnaly/vestnik/ разбивая в населении мнение, что «Союззолото» –– «плут», разъясняя цели и задачи организации в этом крае. Внедрять в головы населения, что «Союззолото» надо помогать, а он будет помогать Вам» [ГАМО. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 138. Л. 130]. Не обошел чиновник и выявленные им серьезные трудности, связанные с противодействием местного населения, которое «…в основном встретило нас недружелюбно. Они думали, что приехали новые люди, которые изменят их жизнь. Якуты и тунгусы смотрели на нас так: мы живем никого не трогаем и нас не трогайте. Они боялись, что мы нарушим их охоту. Особенно это сказалось, когда мы стали пытаться нанять лошадей для проезда на Колыму. У местных жителей мы не могли достать лошадей, они отказали» [ГАМО. Ф. Р-50. Оп. 1. Д. 59. Л. 1]. Рис. 5. Исследовательские работы в Тауйской губе на Ольском побережье. Фото В. А. Цареградского, 1928 г. В. Кондратьев в корне изменил схему зимней транспортировки грузов в период 1929–1930 гг. В первые в истории Ольского района был организован конный транспорт из лошадей как «Союззолота», так и арендованных у местных, который был занят переброской грузов от села Ола до подножья хребта Черского. Для лошадей был заготовлен в полном объеме овес. Кроме того, в 1929 г. в селе Ола была подготовлена необходимая инфраструктура: два железных склада: один –– для горючего, другой –– для товаров, конюшня на 70 лошадей, общежитие для конюхов на 12 чел., кузница, контора Агентства. Всего Ольский тракт включал 6 зимовьев (было построено 2 новых) и 1 амбар. Работа конных транспортов продолжалась в период с 22 декабря 1929 г. по 31 марта 1930 г. От перевалочного пункта –– Элекчана –– весь груз переправлялся оленьим транспортом до прииска. На этом участке к транспортировке грузов были привлечены горные тунгусы, которые с лета приступили к выучке диких оленей и изготовлению нарт, «оставив в хвосте якута». Первый зимний олений транспорт был отправлен 27 ноября, второй –– 6 декабря 1929 г., в результате была организована доставка 250 пудов продуктов и обмундирования первой необходимости. Всего из Олы «оленьими транспортами за 12 оборотов было переброшено 5015 пудов груза, 60 рабочих и служащих» [ГАМО. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 138. Л. 133]. Для взаиморасчетов с горными тунгусами и снабжения их продовольствием был организован снабженческий склад. Однако «местное общество» во главе с Ольским РИКом препятствовало созданию конного транспорта, не отводило сенокосные угодья для заготовки кормов, чтобы заставить платить «Союззолоту» за переброску грузов из Олы до Среднекана по старой транспортной схеме. «Застрельщиками этого были кулак якут М. П. Александров и ряд подкулачников якутов и камчадалов». Якуты, пользуясь темнотой тунгусов, брали у последних за бесценок в аренду оленей и на них перевозили для «Союззолота» грузы, зарабатывая на этом деле большие деньги. «Такая политика РИКа, — констатирует Кондратьев, — продолжалась больше года, и лишь осенью 1929 г. состав РИКа был сменен и предан суду за противодействие развитию золотого промысла и связанный с этим целый ряд контрреволюционных поступков» [там же, Л. 130–131]. Активно стал осуществляться грузопоток за счет использования в транспортировке грузов мелких кустарей –– якутов и камчадалов, работавших на собаках и оленях, широко занимавшихся извозом, делавших нарты, ханки (детское седло на оленя), ботто (подседельная подушка на лошади). Количество ездовых собак в 1926–1927 гг. здесь было значительным — русским принадлежала 1291 собака, якутам — 2399 [Широков, 2000; 26]. Таким образом, общий вес грузов мог составить внушительную величину — более 6 тыс. пудов. В общем, за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz