Вестник Кольского научного центра РАН №3, 2020 г.

Рецензия на книгу «Природа и коренное население Арктики под влиянием...» ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2020 (12) 79 ных стратегий на уровне регионов. Анализ су- ществующих нормативных актов региональ- ного уровня приводит к неутешительному вы- воду о том, что в Мурманской обл. не суще- ствует политических документов, которые бы регулировали такое важное направление об- щественной жизни, как адаптация к происходя- щим климатическим изменениям. Хочется надеяться, что среди читателей рецензируемой книги будут и лица, ответственные за разра- ботку и принятие соответствующих стратегий. Седьмая глава посвящена разработке страте- гии социокультурного развития села Ловозеро как основногоместа компактного проживания народа саами в регионе. Она является одной из самых ин- тересных с этнографической точки зрения. В ней подробно анализируется современная соци- ально-экономическая и социокультурная ситуа- ция Ловозера. Описываются социально-экономи- ческие проблемы села, среди которых — про- блемы малого и среднего бизнеса, развития туризма и оленеводства, отток молодежи, не- хватка специалистов, низкая заработная плата и застойная безработица и т. д. Помимо прочих ак- туализирована проблема сохранения и развития саамской культуры. В разделе поднимаются во- просы псевдобрендирования и появления не- аутентичных форм репрезентации тради-цион- ного образа жизни саами. При этом отмечается, что развитие индигенной саамской культуры омрачено рядом факторов — политических, эко- номических, экологических и проч. Отметим, что для более глубокой прора- ботки вопросов, связанных с перспективами развития Ловозера, необходимо проведение детальных социологических обследований. Причины, по которым происходит отток моло- дежи из села, неочевидны. Помимо экономи- ческих причин есть ряд других. Важно опреде- лить, какие стимулы являются решающими в мотивационной системе современных саами. Как показывает ряд исследований, желание об- ладать экономическими ресурсами далеко не всегда стоит на первом месте в ценностной иерархии. Для индивида гораздо важнее то, как он будет выглядеть в глазах окружающих (см. работы Э. Шилза, Э. Эбботта, Л. Уорнера и др.). И здесь авторы раздела абсолютно правы в том, что ключевой позицией стратегии явля- ется сочетание коммерческих, культурных и просветительских направлений, а также един- ство традиции и ее инновационных изменений. Ориентация на «сочетание стилизации и аутен- тичной точности воспроизведения народных костюмов, украшений, предметов быта, инстру- ментов и т. п. может сделать село привлека- тельным и для туристов, и для его жителей, что особенно важно для детей и молодежи», явля- ется, на наш взгляд, весьма удачной [При- рода…, 2020: 135]. Создание «образа» места («Отсутствие у села собственного лица отмеча- лось жителями села неоднократно: «Ничего тут от саами не видно. В столовой нет националь- ных блюд» [Там же: 128]) и его правильное брендирование возможно лишь при сотрудни- честве всех участников процесса. И ключевая проблема, как утверждает Том О'Делл, в том, что это многолюдный рынок «и не всегда легко быть услышанным над какофонией, созданной множеством игроков, борющихся за внима- ние» [O’Dell, 2010: 25]. Здесь важно учитывать мировой опыт. К. Поланьи в своей книге «Вели- кая трансформация» дает нам возможность увидеть, как разрушается традиционная си- стема ведения хозяйства [Поланьи, 2002]. В ан- тропологии Поланьи человек стремится к мак- симальному результату, но его мотивы истори- чески изменчивы [Hechter, 1981: 399-429], цели и интересы обусловлены социально, а не био- логически или психологически. Поланьи, в част- ности, ссылался на «факторы культурного по- рядка» М. Мид: члены племени, для которых рыба является священным объектом, а не пи- щей, скорее умрут от голода на берегу реки, чем станут ее ловить [Поланьи, 2002]. В контек- сте развития туризма местная принадлежность должна выглядеть сильнее, чем глобальная, чтобы иметь рыночную стоимость. С такими ло- зунгами, как «Сожги подделку» и «Уважай нашу культуру», протестующие в Рованиеми 27–31 октября 2008 г. (международная демонстрация в связи с большой встречей саамов) сосредото- чились на эксплуатации и злоупотреблениях са- амской культурой в контексте туризма. На де- монстрации также были освещены вопросы, ка- сающиеся разрешения споров о том, кто имеет право на коммерциализацию культур корен- ных народов, а также на определение и пред- ставление саамов. Встреча саамов привела

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz