Вестник Кольского научного центра РАН №3, 2020 г.
Д. А. Давыдов, А. С. Давыдова 78 http://www.naukaprint.ru/zhurnaly/vestnik/ народов, также является этнологическая экс- пертиза проектов, планирующихся на террито- риях коренных народов, и их дальнейший этно- логический мониторинг [Природа…, 2020: 87]. Социальные аспекты различных природных трансформаций в зонах интенсивного природо- пользования нашли отражение в пятой («Соци- альные последствия изменения климата в зо- нах интенсивного природопользования в Мур- манской области») и шестой («Стратегии адаптации населения Мурманской области к изменению климата») главах. В них внимание уделено существующей ситуации: определены основные характеристики техногенных воздей- ствий на экосистемы со стороны промышлен- ных предприятий, а также даны прогностиче- ские оценки по динамике данных воздействий в условиях потепления. Особо следует подчерк- нуть: изменение гидрологических условий, ве- роятно, приведет к нарушению работы гидро- электростанций и горного баланса горнодобы- вающих предприятий, а также интенсификации пыления поверхностей хвостохранилищ, что представляет угрозу здоровью людей. В целом негативные факторы воздействия на окружаю- щую природную среду будут усиливаться. В книге обращается внимание на то, что со- временное российское законодательство, регу- лирующее добычу природных ресурсов, не со- держит положений, определяющих отношения хозяйствующих субъектов и коренных народов. Такая законодательная база требует тесного взаимодействия с представителями абориген- ного населения. Исследование показывает, что, несмотря на отсутствие явных конфликтов между саами и промышленными предприяти- ями, в регионе существуют скрытые проблемы и предпосылки для их эскалации. Интенсивное промышленное и аграрное освоение региона и в 1960-х гг. сопровождалось сокращением территорий хозяйствования саами, принуди- тельным переводом на оседлый образ жизни и неоднократными переселениями. Вопрос о возмещении ущерба, причиненного корен- ным народам в России, широко не обсужда- ется. Авторы рекомендуют представителям бизнеса формировать специальные программы взаимодействия с коренным населением в рам- ках собственной социальной политики. Важ- ным инструментом взаимодействия, по мне- нию авторов, являются общественные слуша- ния, которые получили широкое распростра-не- ние и приветствуются всеми участниками. Авторы делают важные выводы, что даже с учетом возможной интенсификации промыш- ленного освоения Мурманской обл. трудно рассчитывать на перспективы устойчивого раз- вития коренных народов. При недостаточно развитой законодательной базе, которая не обеспечивает реализацию прав коренных народов, новые промышленные разработки могут оказаться губительными для абориген- ных сообществ, их экономики и культуры. В разделе 5.2 «Современные подходы к изу- чению социальных последствий изменения климата в Арктике и вопросы адаптации» дана компиляция данных ряда международных до- кладов, в которых оцениваются последствия изменения климата для жителей Арктики. Как справедливо резюмируют авторы ше- стой главы, не существует региональных поли- тических документов, которые бы регулиро- вали такое важное направление общественной жизни, как адаптация к происходящим клима- тическим изменениям [Природа…, 2020: 110]. И опасения, связанные с сохранением коренных малочисленных народов в условиях реализа- ции ресурсных проектов в Арктике, вполне обоснованны [Там же: 94]. Важным замеча- нием является необходимость учитывать инте- ресы коренных народов уже на стадии плани- рования проектов в сфере недропользования. Авторы задают очень актуальный вопрос: что может заставить органы власти, бизнес и домохозяйства вкладывать ресурсы в упре- ждение пока еще не существующих потерь от изменения климата? Таким стимулом может быть политическая воля и ответственность за принятое решение. Указывается, что дей- ственный ответ на изменения климата содер- жится в соответствующем плане реализации Климатической доктрины Российской Федера- ции и ряде других документов. Основное заме- чание авторов, и в этом с ними трудно не согла- ситься, что принимаемые меры не учитывают реального положения дел на местах. Авторы предлагают сосредоточить внимание на разра- ботке и реализации конкретных адаптацион-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz