Вестник Кольского научного центра РАН №3, 2020 г.

К. С. Казакова 42 http://www.naukaprint.ru/zhurnaly/vestnik/ Кудринский ежемесячно получал «балловые деньги» (т. е. пособие за хорошие успехи), кото- рые составляли для него единственное сред- ство к существованию. «Не имея здесь души знакомой, не имея даже товарищей, которые могли бы мне помочь, тревожимый опасно- стью нетерпимой нищенской жизни, которую я испытывал в Одессе, я решился обратиться снова к Вам», — пишет он Плетневу. Молодой человек просит ректора пору- читься за него перед университетским Правле- нием в том, что он выдержит экзамен в августе. Кудринский пишет, что он мог бы обратиться за поручительством и к начальству гимназии, ко- торую он окончил с золотой медалью, но согла- сия пришлось бы ждать около трех месяцев. «Опыт научил меня, что значит просить фор- мально, о чем бы то ни было за 2000 верст, — печально констатирует он, — согласие я полу- чил бы тогда, когда уже не нуждался бы в нем». Кудринский, однако, допускает, что его просьба о поручительстве может быть невы- полнима. При таком исходе он просит П. А. Плетнева как «частного человека» ссудить его (попросту дать в долг) суммой, равной месяч- ной стипендии, т. е. 25 руб. 83 1⁄3 коп. в июле и такой же суммой в августе, и гарантирует воз- врат долга своим честным словом. Можно предположить, что отзывчивый П. А. Плетнев оказал молодому человеку финансовую по- мощь приватно. Практика обращения с лич- ными прошениями к ректору существовала и в других русских университетах. Иногда судьба «недостаточных» студентов заканчивалась трагически. Так, 17 ноября 1851 г. в лесу, примыкающем к Чесменской военной богадельне, было найдено тело студента Пе- тербургского университета Осипа Петрицы. По- сле тщательного расследования выяснилось, что молодой человек, проучившись год за ка- зенный счет как стипендиат Виленского учеб- ного округа, был исключен из числа стипендиа- тов из-за недостатка вакансий. Оставшись без средств, студент обратился за помощью к дяде, который не смог ему помочь. По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде», Петрица застрелился. Вообще, в конце 1840-х гг. студенчество охватывает первая «волна» самоубийств, име- ющая, видимо, чисто социальные причины: бедность, невозможность погасить долги, от- сутствие или внезапное лишение содержания. Все это происходило на фоне ужесточения по- литики Николая I в университетском вопросе: повышения платы за обучение, сокращения ко- личества казенных стипендий, усиления учеб- ного, полицейского и нравственного надзора. Практика личного вмешательства монарха в дела студентов и трагические судьбы некото- рых универсантов свидетельствуют о несовер- шенстве системы государственной помощи беднейшим студентам [Жуковская, Казакова, 2018: 191–192]. Социальные и национальные различия, а также неодинаковый материальный статус сту- дентов и система их финансовых отношений с университетом определяли вариативность мо- делей поведения, принятых в студенческой среде, — от «аристократов», находившихся на одном полюсе студенческой массы, до бедней- ших «бурсаков», сохранивших грубость нравов и аскетические привычки в быту. Но в целом единые для всех условия обучения, одинако- вое правовое положение в стенах университета и общность профессиональной деятельности (занятий науками) способствовали сглажива- нию сословных, возрастных и национальных различий петербургских студентов, которые ради обучения в университете готовы были тер- петь различные лишения и невзгоды, форми- руя в своем коллективном сознании дух това- рищества и университетского братства. Госу- дарство, с одной стороны, стремилось поддержать способных университетских воспи- танников, с другой — сократить число студен- тов из непривилегированных сословий, кото- рых, по мнению правительства, отличали ради- кальные политические взгляды. Литература Белов И. Д . Университет и корпорация (отрывок из воспоминаний) // Исторический вестник. 1880. № 4. С. 779–804. Годовой торжественный акт в Императорском Санкт-Петербургском университете, бывший 8 февраля 1847 г. СПб., 1847. 300 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz