Вестник Кольского научного центра РАН №3, 2020 г.
«Стипендию имени Пушкина назначить...»: качество жизни и материальное обеспечение... ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2020 (12) 41 спасали благотворительные акции самих сту- дентов с перечислением вырученных средств беднейшим товарищам или организованные в середине XIX в. студенческие кассы. Один из студентов того времени писал: «Можно было, правда, выхлопотать что-нибудь из суммы, со- бранной с ежегодного концерта, наконец, из нашей собственной, едва возникшей кассы, но нуждающихся было так много, а денег так мало, что урвать что-либо было и трудно, да и просто совестно, если только проситель бук- вально не умирал с голоду» [Острогорский, 1895: 82]. О бедном студенте замолвите слово… Остаться без материальной поддержки в столичном городе было равносильно жизненной катастрофе. Безвыходное материальное положение вынуждало молодых людей на отчаянные поступки. В феврале 1825 г. своекоштный студент Иван Сокальский обратился с прошением (а точнее, письмом, поскольку оно было подано вопреки установленному порядку) прямо на высочайшее имя, вероятно, препроводив его в отделение императорской канцелярии. Студент сообщал, что живет на вольной квартире, не имеет средств содержать себя, и просил вспомоществования на год, до окончания курса наук. «Иначе мне придется, — говорилось в прошении, — оставить продолжение наук, так необходимое средство к общей пользе <…> Нет у меня ни родных, ни благодетелей, могущих поддержать меня еще один год до окончания наук моих, без которых нельзя быть полезным отечеству» [ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 3917. Л. 2]. Император вмешался в это дело и повелел перевести на содержание студента Сокальского в Санкт-Петербургском университете до окон- чания курса учения по 500 руб. в год, а кроме того, выдать ему единовременно на уплату долга 150 руб. из сумм Государственного казна- чейства. Но для Сокальского это благодеяние оказалось роковым. Будучи поселен вместе с казеннокоштными студентами в здании уни- верситета, он оказался не в состоянии перене- сти регламентацию быта и совершил «нрав- ственные проступки». Он несколько раз без разрешения уходил со двора университета к своим знакомым, живущим поблизости, найден был там специально посланным служи- телем пьяным и приведен в университет. Прав- ление университета определило ходатайство- вать об исключении Сокальского 19 ноября 1825 г. (в день смерти его благодетеля!) [Жу- ковская, Казакова, 2018: 190]. Встречаются случаи личного участия и Нико- лая I в судьбе универсантов. Однажды студент, у которого не было средств заплатить за съем жилья, «поселился» на скамейке, в парке ря- дом с императорским дворцом, а чтобы при- влечь внимание, написал на скамье: «Квартира студента Александрова». Его забрали в поли- цию, но наказывать не стали. Попечитель Пе- тербургского учебного округа К. М. Бороздин в переписке с директором департамента МНП Д. И. Языковым выразил глубокое сожаление о невозможности поместить на казенное содер- жание бедствующего своекоштного студента Александрова, «ибо в Университете нет даже места для воспитанников, окончивших курс в гимназии»; но добавил, что весьма желательно было бы сделать Александрову какое-либо вспомоществование, которое он весьма заслу- жил, но университет не имеет на это совер- шенно никаких средств». Дело дошло до импе- ратора Николая I и «украсилось» его собствен- норучной резолюцией, предписывающей дать студенту помещение в университете и денеж- ное содержание. Не имея законных оснований для получения стипендии, молодые люди решались обра- щаться с личной просьбой и к ректору. Так, в личном фонде П. А. Плетнева сохранилось письмо от студента Ивана Кудринского с прось- бой о помощи в получении стипендии. Из письма понятно, что молодой человек не впер- вые обращается к Плетневу. Он пишет: «Обя- занный уже Вам многим, многим, я не решился беспокоить Вас до тех пор, пока не убедился, что положение мое безвыходно» [РО ИРЛИ. Ф. 234. Оп. 3. Д. 353]. Студент сообщает о том, что по болезни отсутствовал в университете в тече- ние академического года, и Правление согласи- лось на перевод его со второго курса на третий с обязательством сдать в августе экзамен по дифференциальному исчислению. Однако пе- ренос экзамена на осень означал потерю сти- пендии на следующий год. Из письма ясно, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz