Вестник Кольского научного центра РАН №3, 2020 г.
«Стипендию имени Пушкина назначить...»: качество жизни и материальное обеспечение... ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2020 (12) 39 нием, интеллектуальными способностями сту- дента и его благонадежностью. Многие сту- денты при этом могли считать, что их поощре- ние или наказание зависит от профессоров, что увеличивало ресурс власти университетских преподавателей. В годовом отчете за 1847 г. ректор Санкт-Пе- тербургского университета писал о «недоста- точных» студентах так: «Те из них, которым необходимо денежное пособие для продолже- ния курсов по разрешению попечителя полу- чают стипендии и таким образом принимают от университета вдруг нравственную, умственную и вещественную помощь, чтобы вполне обеспе- чено было их будущее» [Годовой…, 1847: 49]. Согласно данным университетских отчетов, доля студентов, получающих стипендию, была невысока; если в 1846/47 г. университетское пособие получали 4 % своекоштных студентов, в 1848/49 гг. лишь 2 %, то с начала 50-х гг. XIX в. число своекоштных студентов, получающих ма- териальную поддержку от университета, со- ставляло от 6 до 8 %. С увеличением числа «недостаточных» сту- дентов и сокращением числа «бюджетных» мест появляется разнообразие стипендий, ко- торые учреждает государство и частные лица, что было отчасти стимулировано обществен- ным обсуждением тяжелого бытового положе- ния петербургских универсантов. В 1846 г. по высочайшему повелению в Санкт-Петербургском университете были учре- ждены три стипендии Его Императорского Ве- личества по 300 руб. серебром в год. В 1850-е гг. среди учредителей стипендий стали появ- ляться частные лица, региональные сообще- ства и ведомственные структуры. В 1850 г. князь Н. Б. Юсупов, будучи студентом университета, пожертвовал капитал в 10 тыс. руб. на учрежде- ние из процентов двух стипендий по 200 руб. для беднейших студентов, которые на вступи- тельном экзамене получат высшие баллы по русской словесности и русской истории [Гришу- нин, Жерихина, 2008: 596–598]. С 1855 г. в университете стали выдавать 10 стипендий от Министерства иностранных дел и 11 — от Министерства народного просвещения по 300 руб. в год. Стипендиаты должны были представить в вуз свидетельство о бедности. По условиям статута стипендии они обязывались прослужить несколько лет, обычно не менее шести, по распределению ведомства, предо- ставившего студенту возможность относи- тельно безбедно проучиться и получить специ- альность. Университетское сообщество тоже не оста- валось в стороне от вопроса финансовой под- держки учащихся. В 1852 г. сами студенты со- брали сумму в 2 500 руб. с целью учреждения стипендии в 100 руб. для содержания одного студента — «стипендиата Мусина-Пушкина», так как стипендия была учреждена в честь по- печителя Санкт-Петербургского учебного округа М. Н. Мусина-Пушкина. Выбор в данном случае мог носить конъюнктурный характер, ведь в памяти современников М. Н. Мусин- Пушкин остался как человек вспыльчивый, не- редко возмущавший своим поведением не только студентов, но и просвещенное общество столицы. Учреждение стипендии имени рус- ского поэта А. С. Пушкина, о котором, вероятно, вспомнил читатель данной статьи, произошло значительно позже и относится скорее к совре- менным университетским хроникам. В первой половине XIX в. для университет- ского сообщества важно было подчеркнуть свое единство и внимание университетской ад- министрации к решению вопроса о материаль- ной поддержке способных студентов. Именно поэтому стипендии учреждались в честь лю- дей, которые внесли весомый вклад в развитие университетского образования, как, например, попечитель М. Н. Мусин-Пушкин, ректор М. А. Балугьянский, профессор Н. М. Колмаков и др. В статутах стипендий подробно оговарива- лись условия премирования отличившихся сту- дентов. Большинство частных меценатов хо- тели, чтобы студенты, получавшие именные стипендии, имели высокий средний балл на итоговых экзаменах из курса в курс. К примеру, претенденту на трехсотрублевую стипендию, учрежденную статским советником В. П. Маки- ным, необходимо было набрать средний балл не менее 4. Для некоторых филантропов опре- деляющим фактором при выборе стипендиата становилась конфессиональная или националь- ная принадлежность или факультет, на котором когда-то обучался или преподавал благотвори- тель. B 1875 г. на таких условиях появилась сти-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz