Вестник Кольского научного центра РАН №3, 2020 г.
«Стипендию имени Пушкина назначить...»: качество жизни и материальное обеспечение... ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2020 (12) 35 Рис. 1. Южный фасад университета. Гравюра К. Вейермана. 1850-е гг. Когда в 1819 г. Петербургский университет был преобразован из Педагогического института, почти все студенты обучались за казенный счет, включая размещение, питание, обмундирование. После окончания курса (сначала три, потом четыре года обучения) они принимали распределение в учительские должности и отправлялись на шесть лет служить учителями губернских гимназий, в том числе в отдаленные пределы Российской империи, не исключая Сибири, Кавказа, польских окраин. С XVIII в. до конца 1820-х гг. малочисленное университетское сообщество (число студентов в этот период составляло от 50 до 120 человек) было изолировано от столичной жизни благодаря компактному расселению в университетских зданиях, что способствовало оформлению «семейного стиля» взаимоотношений в университетском сообществе в начальный период его становления (см. подробнее: [Казакова, Жуковская, 2020]). Студентов, набранных в основном из выпускников духовных семинарий, современники называли «бурсаками», от латинского bursa, которым именовали в Средние века общежитие для учащихся. В университетском общежитии Петербургского университета они селились по 10–12 человек. Сырые и душные комнаты, скученность порождали хаос и неустроенность. Из отчетов инспектора видно, что никого не удивляло битье стекол студентами, их разгульный образ жизни и панибратство по отношению друг к другу. Увеличение числа абитуриентов в конце 1820-х гг. привело к расселению студенчества по городу. Плотная застройка близлежащих к расположенному в центре города университету кварталов не способствовала созданию студенческого городка — явления,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz