Вестник Кольского научного центра РАН №3, 2020 г.
34 http://www.naukaprint.ru/zhurnaly/vestnik/ DOI:10.37614/2307-5228.2020.12.3.004 УДК 94(470.23-25) «1800/1850» «СТИПЕНДИЮ ИМЕНИ ПУШКИНА НАЗНАЧИТЬ...»: КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ XIX ВЕКА К. С. Казакова Центр гуманитарных проблем Баренц региона ФИЦ КНЦ РАН, г. Апатиты Аннотация В статье на основе архивных материалов и мемуарной литературы представлены особенности ма- териального положения студенчества Санкт-Петербургского университета в первой половине XIX в. Показано, что особым рычагом корректирования социального состава студенчества являлась система государственной материальной поддержки посредством различных стипендий и выплат. Ключевые слова: Санкт-Петербургский университет, студенты, качество жизни, стипендия, университетология. “TO ESTABLISH A SCHOLARSHIP NAMED AFTER PUSHKIN…”: QUALITY OF LIFE AND MATERIAL SUPPORT TOSTUDENTS OF THE 19TH CENTURY Ksenia S. Kazakova Barents Centre of the Humanities, Kola Science Center of the Russian Academy of Sciences, Apatity Abstract On the basis of archival materials and memoirs is represented the quality of life of the students of St. Petersburg University in the first half of the 19th century. It is shown that the system of state material support through various grants was a special process for correcting the social heterogeneity in community of students. Keywords: Saint-Petersburg University, students, quality of life, grant, university studies. «Если весь мир — тюрьма, — как говорят пес- симисты, то… студенческая комната —небла- гоустроенный карцер в этойтюрьме…» Газета «Речь». Санкт-Петербург, декабрь 1908 г. В русской литературе, живописи сложился традиционный образ студента: худого, полунищего, с голодным блеском в глазах и передовыми идеями в голове. Реален ли этот образ? Всегда ли студент в России был беден? При каких условиях у него была возможность рассчитывать на государственную поддержку, насколько совершенной и отлаженной она была? Попробуем разобраться и оценить уровень материальной обеспеченности студента позапрошлого века, когда университеты в России только появились. От «бурсаков» до «аристократов» Петербургский университет всегда пользовался особой популярностью среди молодежи. Постепенно его начали наделять особой метафизической значимостью и силой, он обрел статус уникального резервуара творческой энергии. Образ столицы с ее университетом становился мечтой целых поколений русской молодежи. Между тем исполнение этой мечты требовало определенных материальных ресурсов. Качество жизни студента в столице определялось его сословным происхождением, уровнем доходов, интересами. Основное различие между студентами заключалось в том, учился ли молодой человек за счет казны и принадлежал к категории «казеннокоштных» или был «своекоштным», т. е. ежегодно оплачивал курс обучения в университете и расходы на проживание в столице.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz