Вестник Кольского научного центра РАН № 2, 2020 г.
Наталья Чернова кам, учителям, формировать будущих ученых по всем направлениям. Университет стал пло щадкой для формирования национальных элит, в том числе польской, украинской, кавказской. До начала 1840-х годов к преподаванию привле кали немецких ученых и представителей других европейских государств, но уже к середине XIX века университет смог формировать соб ственную научную элиту из числа своих питом цев — академиков, исследователей, преподава телей институтов. Когда был учрежден Педагогический ин ститут, все места в нем были исключи тельно бюджетными — в то время это называлось «учиться на казенный кошт». Студенты жили компактно, в зданиях уни верситета, их обеспечивали столом, книга ми, казенным платьем. За учебу они не пла тили, но после окончания обучения обязаны были шесть лет отслужить на государ ственной службе, как правило, на учитель ских должностях в гимназиях петербургского и других учебных округов. Когда Педагогический институт был преоб разован в университет, университетским уставом были закреплены привилегии выпуск ника. Например, он мог сразу получить 10-12-й чин по Табелю о рангах, что соответствовало личному дворянству и было важно для выходцев из более демократических слоев (в том числе из духовенства). Поэтому в университет стреми лись дети священников и мелких чиновников, рассчитывавших через образование построить успешную карьеру. С середины 1830-х годов сто личный университет стал престижным и для дворян, не исключая детей аристократов. Здесь учились сыновья министров, сенаторов, при дворных. Это были уже «своекоштные» сту денты, которые платили за обучение. Плата была невысока, но ощутима для небогатых се мейств — 50 рублей в год в 1849 году. Со временем статус казеннокоштного студента исчезает, но, в то же время, рас ширяется список различных целевых стипен дий: территориальных, именных, благотво рительных, ведомственных, стипендий Ка бинета Его Императорского Величества, стипендий Царства Польского. В конце кон цов, к середине X IX века сложилась система разнообразной поддержки способных моло дых людей. Она и сегодня представляет ин терес как опыт государственной и обще ственной поддержки в образовании. Ксения Казакова на праздновании Дня науки с колле гами из ЦГП КНЦ РАН. Фото В. Жиганова Остаться без материальной поддержки в столичном городе было равносильно жизнен ной катастрофе. В книге описаны случаи, ко гда студенты по разным причинам теряли право на денежное вспомоществование и начинали искать выход. Однажды студент, у которого не было средств заплатить за съем жилья, «поселился» на скамейке, в парке рядом с императорским дворцом, а чтобы привлечь внимание, написал на скамье: «Квартира студента Александрова». Его за брали в полицию, но наказывать не стали. Дело дошло до императора Николая I и «украсилось» его собственноручной резолю цией, предписывающей дать студенту по мещение в университете и денежное содер жание. Вмешивался император в дела уни верситета и в случае подозрений студентов в неблагонадежности. - А представители царской семьи учились в университете? - Нет, они получали домашнее образова ние, но наставниками многих, начиная с Ни колая I, были видные ученые, в том числе уни верситетские профессора. Важно заметить, что тогдашний университет был исключи тельно мужским сообществом. Женское об разование в России появилось только в по следней трети X IX века. 82 http://www.naukaprint.ru/zhurnaly/vestnik/
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz