Вестник Кольского научного центра РАН № 2, 2020 г.

Наталья Чернова кам, учителям, формировать будущих ученых по всем направлениям. Университет стал пло­ щадкой для формирования национальных элит, в том числе польской, украинской, кавказской. До начала 1840-х годов к преподаванию привле­ кали немецких ученых и представителей других европейских государств, но уже к середине XIX века университет смог формировать соб­ ственную научную элиту из числа своих питом­ цев — академиков, исследователей, преподава­ телей институтов. Когда был учрежден Педагогический ин­ ститут, все места в нем были исключи­ тельно бюджетными — в то время это называлось «учиться на казенный кошт». Студенты жили компактно, в зданиях уни­ верситета, их обеспечивали столом, книга­ ми, казенным платьем. За учебу они не пла­ тили, но после окончания обучения обязаны были шесть лет отслужить на государ­ ственной службе, как правило, на учитель­ ских должностях в гимназиях петербургского и других учебных округов. Когда Педагогический институт был преоб­ разован в университет, университетским уставом были закреплены привилегии выпуск­ ника. Например, он мог сразу получить 10-12-й чин по Табелю о рангах, что соответствовало личному дворянству и было важно для выходцев из более демократических слоев (в том числе из духовенства). Поэтому в университет стреми­ лись дети священников и мелких чиновников, рассчитывавших через образование построить успешную карьеру. С середины 1830-х годов сто­ личный университет стал престижным и для дворян, не исключая детей аристократов. Здесь учились сыновья министров, сенаторов, при­ дворных. Это были уже «своекоштные» сту­ денты, которые платили за обучение. Плата была невысока, но ощутима для небогатых се­ мейств — 50 рублей в год в 1849 году. Со временем статус казеннокоштного студента исчезает, но, в то же время, рас­ ширяется список различных целевых стипен­ дий: территориальных, именных, благотво­ рительных, ведомственных, стипендий Ка­ бинета Его Императорского Величества, стипендий Царства Польского. В конце кон­ цов, к середине X IX века сложилась система разнообразной поддержки способных моло­ дых людей. Она и сегодня представляет ин­ терес как опыт государственной и обще­ ственной поддержки в образовании. Ксения Казакова на праздновании Дня науки с колле­ гами из ЦГП КНЦ РАН. Фото В. Жиганова Остаться без материальной поддержки в столичном городе было равносильно жизнен­ ной катастрофе. В книге описаны случаи, ко­ гда студенты по разным причинам теряли право на денежное вспомоществование и начинали искать выход. Однажды студент, у которого не было средств заплатить за съем жилья, «поселился» на скамейке, в парке рядом с императорским дворцом, а чтобы привлечь внимание, написал на скамье: «Квартира студента Александрова». Его за ­ брали в полицию, но наказывать не стали. Дело дошло до императора Николая I и «украсилось» его собственноручной резолю­ цией, предписывающей дать студенту по­ мещение в университете и денежное содер­ жание. Вмешивался император в дела уни­ верситета и в случае подозрений студентов в неблагонадежности. - А представители царской семьи учились в университете? - Нет, они получали домашнее образова­ ние, но наставниками многих, начиная с Ни­ колая I, были видные ученые, в том числе уни­ верситетские профессора. Важно заметить, что тогдашний университет был исключи­ тельно мужским сообществом. Женское об­ разование в России появилось только в по­ следней трети X IX века. 82 http://www.naukaprint.ru/zhurnaly/vestnik/

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz