Вестник Кольского научного центра РАН № 2, 2020 г.
Университет — для человека и города вали 3-4 % студентов (по материалам студен ческих самопереписей 1900-х гг.), но в первой половине XIX в. они были мало приемлемы, поскольку корпоративная мораль однозначно осуждала длительные отношения с женщиной как «измену студенческому братству», а мате риальное и правовое положение «женихов» и их собственные ценностные установки не поз воляли связи с женщиной до окончания обу чения стать сколь-нибудь прочной». - Почему ваша работа привлекла внимание конкурсной комиссии? - Я думаю, потому, что образование игра ет сейчас большую роль во всех социокуль турных процессах, а Санкт-Петербургский университет выступает как успешная мо дель современного университета. Тем инте реснее исследовать прошлое старейшего университета России, период становления его академической корпорации. Книга расска зывает о начальном этапе развития универ ситетского образования в стране, об осо бенностях национальной модели универси тета, которая во многом была заимствова на из Германии, но дополнена более жестким регулированием и финансовой зависимостью от государства. Сегодня возникают новые формы образования (включая открытое и онлайн-образование), и в этой связи мне ка жется возможным и нужным использовать исторический опыт развития одного из крупнейших университетов страны. Важно отметить, что влияние Петер бургского университета распространялось на весь русский Север, Северо-Запад, терри тории которого в то время входили в состав столичного учебного округа. На этой терри тории выпускников распределяли на учи тельские места, школы региона всех уровней были объектом ревизий университетскими профессорами. Механизмы административного, социаль ного, профессионального взаимодействия внутри академической среды в ее прошлом важны как опыт для развития, например, МАГУ, который претендует на роль ведуще го в Арктике. С этой точки зрения наше ис следование также актуально. - Как вы работали над монографией? - Книга построена на обширном архивном материале, который впервые был введен в научный оборот, мне приходилось ездить в Пе тербург и работать в архивах. В основном, данные у нас из двух крупнейших архивохрани лищ: Российского государственного историче ского архива, где находятся фонды Министер ства народного просвещения, и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, где хранятся фонды и документы Педагогиче ского института и СПбГУ. Уникальность нашей книги в том, что этот материал впервые при влечен и систематизирован. - Как вы думаете, куда движется образова ние в России? - Любой процесс развивается, видоизме няясь, отвечая требованиям времени. В пер вой половине XIX века перед государством стояла задача подготовки национальных кадров, образованных, компетентных чинов ников, продолжение образования тех, кто уже находился на службе. Такую задачу госу дарство поставило перед университетами. Образец пришел к нам из Германии, но рос сийские университеты развивались, тем не менее, по собственной модели. Со временем сложилась своя, национальная, модель уни верситета, которую определяли особые черты: это и большое влияние государства, и целевая подготовка студентов к службе, и более плотный дисциплинарный и политиче ский надзор, и другие особенности. Сейчас перед образованием стоят новые задачи, по этому система образования пытается дать ответ обществу на его запросы, подстро иться под них. - Расскажите, а каким был университет в момент своего рождения? - Санкт-Петербургский университет офи циально был учрежден в 1819 году, но история его начинается ранее, в 1804 году, когда в Пе тербурге был учрежден Педагогический инсти тут как отделение университета для подго товки народных учителей. Он через полтора десятилетия был преобразован в университет и на протяжении всей первой половины XIX века менялся, превращаясь из маленького немного численного замкнутого сообщества в учрежде ние и сообщество, которое было способно да вать профессиональное образование чиновни ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 2/2020 (12) 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz