Вестник Кольского научного центра РАН № 2, 2020 г.

Университет — для человека и города вали 3-4 % студентов (по материалам студен­ ческих самопереписей 1900-х гг.), но в первой половине XIX в. они были мало приемлемы, поскольку корпоративная мораль однозначно осуждала длительные отношения с женщиной как «измену студенческому братству», а мате­ риальное и правовое положение «женихов» и их собственные ценностные установки не поз­ воляли связи с женщиной до окончания обу­ чения стать сколь-нибудь прочной». - Почему ваша работа привлекла внимание конкурсной комиссии? - Я думаю, потому, что образование игра­ ет сейчас большую роль во всех социокуль­ турных процессах, а Санкт-Петербургский университет выступает как успешная мо­ дель современного университета. Тем инте­ реснее исследовать прошлое старейшего университета России, период становления его академической корпорации. Книга расска­ зывает о начальном этапе развития универ­ ситетского образования в стране, об осо­ бенностях национальной модели универси­ тета, которая во многом была заимствова­ на из Германии, но дополнена более жестким регулированием и финансовой зависимостью от государства. Сегодня возникают новые формы образования (включая открытое и онлайн-образование), и в этой связи мне ка­ жется возможным и нужным использовать исторический опыт развития одного из крупнейших университетов страны. Важно отметить, что влияние Петер­ бургского университета распространялось на весь русский Север, Северо-Запад, терри­ тории которого в то время входили в состав столичного учебного округа. На этой терри­ тории выпускников распределяли на учи­ тельские места, школы региона всех уровней были объектом ревизий университетскими профессорами. Механизмы административного, социаль­ ного, профессионального взаимодействия внутри академической среды в ее прошлом важны как опыт для развития, например, МАГУ, который претендует на роль ведуще­ го в Арктике. С этой точки зрения наше ис­ следование также актуально. - Как вы работали над монографией? - Книга построена на обширном архивном материале, который впервые был введен в научный оборот, мне приходилось ездить в Пе­ тербург и работать в архивах. В основном, данные у нас из двух крупнейших архивохрани­ лищ: Российского государственного историче­ ского архива, где находятся фонды Министер­ ства народного просвещения, и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, где хранятся фонды и документы Педагогиче­ ского института и СПбГУ. Уникальность нашей книги в том, что этот материал впервые при­ влечен и систематизирован. - Как вы думаете, куда движется образова­ ние в России? - Любой процесс развивается, видоизме­ няясь, отвечая требованиям времени. В пер­ вой половине XIX века перед государством стояла задача подготовки национальных кадров, образованных, компетентных чинов­ ников, продолжение образования тех, кто уже находился на службе. Такую задачу госу­ дарство поставило перед университетами. Образец пришел к нам из Германии, но рос­ сийские университеты развивались, тем не менее, по собственной модели. Со временем сложилась своя, национальная, модель уни­ верситета, которую определяли особые черты: это и большое влияние государства, и целевая подготовка студентов к службе, и более плотный дисциплинарный и политиче­ ский надзор, и другие особенности. Сейчас перед образованием стоят новые задачи, по­ этому система образования пытается дать ответ обществу на его запросы, подстро­ иться под них. - Расскажите, а каким был университет в момент своего рождения? - Санкт-Петербургский университет офи­ циально был учрежден в 1819 году, но история его начинается ранее, в 1804 году, когда в Пе­ тербурге был учрежден Педагогический инсти­ тут как отделение университета для подго­ товки народных учителей. Он через полтора десятилетия был преобразован в университет и на протяжении всей первой половины XIX века менялся, превращаясь из маленького немного­ численного замкнутого сообщества в учрежде­ ние и сообщество, которое было способно да­ вать профессиональное образование чиновни­ ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 2/2020 (12) 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz