Вестник Кольского научного центра РАН № 2, 2020 г.

УНИВЕРСИТЕТ — ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ГОРОДА UNIVERSITY - FOR A PERSON AND A CITY Петербургские студенты нередко станови­ лись героями произведений классической ли­ тературы: Грибоедова, Тургенева, Достоевско­ го, а сам Петербургский университет два века оставался мечтой провинциального абитури­ ента. Кажется, что он доступен лишь избран­ ным, самым успешным и целеустремленным. Так есть и, вероятно, так будет. Но всегда ли так было? Об этом мы поговорили с Ксенией Казаковой, одной из авторов научной моно­ графии «Anima universitatis: студенчество Пе­ тербургского университета в первой половине XIX века» [Жуковская Т. Н., Казакова К. С. Anima universitatis: студенчество Петербургского уни­ верситета в первой половине XIX века. Москва: Новый хронограф, 2018. 576 с.]. Ксения Казакова Ксения Казакова — старший научный со­ трудник Центра гуманитарных проблем Ба- ренц-региона КНЦ РАН, работает в научном центре с 2004 г. Она окончила исторический факультет и аспирантуру Петрозаводского гос­ ударственного университета, а кандидатскую диссертацию защищала в Санкт- Петербургском университете. - Я родилась и выросла в Апатитах, мои родители — ученые-химики. Наверное, по­ этому я тоже видела свое будущее в науке, — рассказывает Ксения Сергеевна. — Я вы­ брала гуманитарное направление, историю — науку одновременно очень увлекательную и сложную. Несмотря на кажущуюся аб­ страктность, отвлеченность, она требует большой точности, объективности, внима­ ния к фактам прошлого, способности соот­ нести прошлое и настоящее. Тематика, которой в Центре гуманитарных проблем занимается Ксения Казакова, до­ вольно обширна: социальная история, этно­ культурные процессы на Кольском Севере, проблемы национальных школ и в целом об­ разования в Арктической зоне. Но награду в конкурсе научных работ молодых ученых КНЦ РАН за 2019 г. в номинации «Экономические и гуманитарные науки» она получила за работу по истории Санкт-Петербургского университета и его студенчества в XIX веке. - Это совместный проект с Институтом истории СПбГУ, но тематикой университет­ ского образования я занималась еще со вре­ мен своего студенчества. Мне всегда было интересно, как жили студенты сто-двести лет назад, как и чему учились, как был устро­ ен их быт, жизнь, как управлялся и функцио­ нировал университет в то время, как прохо­ дило взаимодействие между студентами и профессорами. Исследование этих вопросов впоследствии вылилось в предмет моей кан­ дидатской диссертации, а спустя годы — в монографию, написанную в соавторстве с Татьяной Жуковской, кандидатом историче­ ских наук, доцентом Санкт-Петербургского университета. Книга была издана в Москве в 2018 году. В книге есть главы об университетских ар­ хивах, о правовом статусе студента, особенно­ стях процесса обучения, о студенческой суб­ ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 2/2020 (12) 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz