Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2019 г.

Е. Е. Емельянова опыта. Развитие человеческого потенциала и привлечение трудовых ресурсов возможно за счет формирования качественной городской среды, развитой социальной инфраструктуры, доступности образования и здравоохранения по аналогии с зарубежными арктическими государствами (Канада, Норвегия, Финляндия). Кроме того, целесообразно предусмотреть опережающий рост доходов населения арктических территорий и дополнительные преференции (включая изменение сроков выхода на пенсию). Для развития малого и среднего бизнеса в муниципалитетах российской Арктики требуется дополнительная поддержка со сторон государства за счет инвестиционного участия в крупномасштабных инфраструктурных проектах, совершенствования трудового законодательства в области оплаты труда и различного рода преференций для работников АЗРФ, а также в части компенсационных расходов по оплате проезда в отпуск, районных надбавок и коэффициентов малому предпринимательству. Также необходимо пересмотреть в налоговом и бюджетном законодательстве вопросы финансовой обеспеченности и самостоятельности муниципальных органов власти при помощи изменения межбюджетного регулирования зон Арктики и фискальной политики по аналогии с Канадой, Норвегией, Швецией. Принятые меры позволят ускорить социально-экономическое развитие арктического макрорегиона в целом и муниципалитетов в частности. ЛИТЕРАТУРА 1. Ворошилов Н. В. Муниципально-территриальное устройство в России: адаптация к развитию // Вопросы территориального развития. 2017. № 2 (37). С. 3. 2. Капранова А. С. Становление и проблемы стратегического планирования в муниципальных образованиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 (66). С. 150-152. 3. Колодина Е. А. Исследование тенденций развития местного самоуправления в современной России // Изв. Байкал. гос. ун-та. 2017. Т. 27, № 2. С. 162-170. 4. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах РФ на региональном и муниципальном уровнях за 2016 г. / М-во финансов РФ. М., 2017. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/06/ main/Rezultaty_provedeniya_monitoringa_mestnykh_budzhetov_za_2016_god-versiya_28.06.2017.pdf (дата обращения: 28.06.2018). 5. Емельянова Е. Е. Основные тенденции бюджетной обеспеченности и инвестиционной деятельности муниципальных образований Севера России // Россия: тенденции и перспективы развития: ежегодник / отв. ред. B. И. Герасимов. М., 2017. С. 845-849. 6. Емельянова Е. Е. Оценка эффективности политики и перспективные направления инвестиционного развития в муниципалитетах Севера и Арктики // ЭКО. 2018. № 6. С. 103-117. DOI: 10.30680/ЕС00131-7652-2018-6-103-117. 7. Blunden M. The New Problem of Arctic Stability // Survival. 2009. Vol. 51, № 5. P. 127. 8. Litovskiy V. Problem of Development and Development of Polar and Arctic Territories: the Ural Aspect // The Arctic: Ecology and Economy. 2012. No. 3 (7). 9. The Arctic Social Indicators report is published by Nordic Council of Ministers, Copenhagen, 2010. P. 18-22. URL: http://library.arcticportal.org/712/1/Arctic_Social_Indicators_NCoM.pdf/ (accessed: 19.07.2018). 10. ВылегжанинаА. О. Некоторые социально-экономические проблемы развития арктических территорий // Проблемы прогнозирования. 2017. № 2 (161). С. 78-88. 11. Иванова Н. В. Социальное инвестирование: обзор зарубежных практик // Гражданское общество в России и за рубежом. Высшая школа экономики. 2013. № 3. C. 31-36. 12. Пилясов А. Н. В поисках теоретического обоснования арктической исключительности (Девятый Междунар. конгресс арктической социальной науки (Умео, Швеция, 8-12 июня 2017 г.) // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2017. № 4 (55). С.10-34. 13. Finland's Strategy for the Arctic Region. URL: https://arcticportal.org/yar-features/295-finlands-strategy-for-the-arctic-region (accessed: 19.07.2018). 14. Norway's Arctic Strategy — between geopolitics and social development. URL: https://www.regjeringen.no/contentassets/ fad46f0404e14b2a9b551ca7359c1000/arctic-strategy.pdf (accessed: 19.07.2018). 15. New Building Blocks in the North. The next Step in the Government's High North Strategy. URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/ud/ vedlegg/nordomradene/new_building_blocks_in_the_north.pdf (accessed: 19.07.2018). 16. Сурикова О. Л. К международному опыту развития арктических территорий // Портал GoArctic. URL: https://goarctic.ru/live/k-mezhdunarodnomu-opytu- razvitiya-arkticheskikh-territoriy/ (дата обращения: 11.07.2018). 17. Вербиненко Е. А., Бадылевич Р. В. Финансовое регулирование развития арктических территорий в зарубежных странах // Фундаментальные исследования. 2017. № 4-1. С. 126-132. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41447 (дата обращения: 09.07.2018). 18. Оценка численности постоянного населения сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации // Демографический ежегодник России. 2017: стат. сб. / Росстат. M., 2017. 19. Демографический ежегодник России: стат. сб. / Госкомстат России. M., 2002. 397 c. 20. Демографический ежегодник России: стат. сб. / Росстат. M., 2017. 21. База данных показателей муниципальных образований / Федер. служба гос. статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm (дата обращения: 23.07.2018. 22. Регионы России. Социально­ экономические показатели. 2018: стат. сб. / Росстат. М., 2018. 1162 с. 23. Ларченко Л. В., Колесников Р. А. Дифференциация социально-экономического развития арктических регионов России // Инновации. 2017. № 10 (298). С. 69-75. 24. Демографический прогноз до 2035 г. / Федер. служба гос. статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 04.12.2018). 25. Пилясов А. Н. 142 http://www.naukaprint.ru/zhurnaly/vestnik/

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz