Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2019 г.

Е. Е. Емельянова каникул», освобождения от проверок и т. д. Кроме того, в связи с действием контрсанкций на продовольственные товары, на протяжении последних лет государством субсидируются малые сельхозпредприятия и фермерские хозяйства. Данные меры привели к определенному росту малых предприятий в стране, особенно в аграрном секторе (рис. 2). Однако количество и темпы роста малых предприятий в регионах, полностью отнесенных к АЗРФ, значительно отстают от среднероссийских показателей, а, к примеру, Чукотский и Ненецкий автономные округа остаются на исключительно низком уровне. Несмотря на некоторый рост числа предприятий, размер финансовой поддержки со стороны государства сокращается (табл. 2). Стоит отметить, что объемы субсидий, выделяемых арктическим регионам, также значительно ниже средних значений по стране, то есть северные удорожающие факторы ничем не компенсируются. Таблица 2 Table 2 Объем субсидий из федерального бюджета для поддержки малого предпринимательства, млн руб. [29] The amount of subsidies from the Federal budget to support small business, million rubles [29] Регионы, полностью отнесенные к АЗРФ Regions fully related to the Russian Arctic 2015 г. 2016 г. 2016/2015 гг., % Российская Федерация / Russian Federation 18528,2 11124,6 -39,9 Ненецкий АО / Nenets Autonomous district 4,7 3,0 -36,2 Мурманская обл. / Murmansk region 89,0 58,6 -34,2 Ямало-Ненецкий АО / Yamalo-Nenets Autonomous district 63,0 30,0 -52,4 Республика Саха (Якутия) / The Republic of Sakha (Yakutia) 170,6 116,3 -31,8 Чукотский АО / Chukotka Autonomous district 46,4 3,8 -91,8 В среднем по регионам РФ On the average on regions of the Russian Federation 217,9 130,8 -39,9 Между тем малые предприятия играют важную роль в инвестиционной составляющей муниципалитетов. Так, в регионах с развитой системой предпринимательства (например, Республика Татарстан, Нижний Новгород) объемы инвестиций малых предприятий составляют 15-18 млрд руб. [29], в среднем же по стране этот показатель в 2016 г. находился на уровне 9,4 млрд руб. В арктических же регионах малый бизнес является незначительной составляющей в инвестиционной деятельности (табл. 3), так как в большинстве муниципалитетов АЗРФ главными инвесторами выступают крупные добывающие компании, а малое предпринимательство развито слабо, в том числе из-за необходимости компенсации затрат на их функционирование (повышенные затраты на энергоресурсы, оплату труда, износ оборудования), что существенно сокращает объемы свободных финансовых ресурсов. Практически все муниципалитеты в арктических государствах являются дотационными, однако размер дотаций в расчете на человека в различных странах существенно отличается (рис. 3). Наибольший размер межбюджетных трансфертов приходится на арктические территории Канады и Исландию (25 и 10 тыс. долл. США на человека соответственно). В России этот показатель в переводе на доллары США самый низкий и в усредненном виде по всем регионам, полностью отнесенным к зоне Арктики, составляет около 350 долл. США на человека. При этом значительный объем трансфертов приходится на Чукотский и Ямало-Ненецкий АО, в остальных регионах он и того меньше — около 90 долл/чел. На долю арктических территорий России в 2012-2014 гг. приходилось всего порядка 5 % всех межбюджетных трансфертов, при этом в последнее время прослеживается явная тенденция к их сокращению. В 2016 г. объем трансфертов на регионы Арктики в общей сумме межбюджетных 140 http://www. naukaprint.ru/zhurnaly/vestnik/

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz