Вестник Кольского научного центра РАН № 3, 2019 г.

М. М. Шахнович ш фотохронолог Рис. 18. Перетаскивание лодки. Финская Лапландия Fig. 18. Carrying a boat. Finnish Lapland Для каботажных морских грузоперевозок в арктических широтах поморами целенаправленно использовались шняки, кочи и лодии. Шняка — небольшое, плоскодонное, беспалубное, одномачтовое морское промысловое судно, с экипажем в четыре человека, длиной 13 м, с грузоподъемностью до 250 пудов. Поморские кочи — плоскодонные мореходные суда с двумя неспускаемыми мачтами, имели длину 15-19 м, ширину — 5-8 м, грузоподъемность — 1000-1500 пудов. Лодья — палубное трехмачтовое судно, длиной 11-23 м, шириной 5 м, грузоподъемностью до 2000 пудов [64, с. 27]. Поморские судна, применявшиеся только для транспортировки грузов, имели минимальный экипаж — 3-4 человека, которые физически, без посторонней помощи, не могли осуществить перетаскивание по суше небольшого судна весом от 2 до 7 т. Отметим, что речки и ручьи могли использоваться в качестве природных каналов только сезонно, при полной воде весной или в периоды дождей и при относительно прямом русле. Незначительность водного наполнения, сильный наклон руслового желоба, наличие топкой заилистости или крупных валунов на дне усложняют и замедляют проводку лодок, а извилистое, глубоко врезанное, каньонообразное ложе полностью исключает возможность протаскивания плавсредств. В некоторых местах водотоки и озера на перешейках применялись как зимники, а не как водные пути. Если существовала определенная налаженная инфраструктура по «обслуживанию» относительно оживленного водно-волокового маршрута, то могли создаваться и поддерживаться в порядке долговременные сооружения — бревенчатые настилы или желоба в канаве, проводиться выравнивающие трассу земляные работы, также гипотетически могла происходить частичная облегчающая разборка и последующая сборка судов. Но земляное сооружение, которое мы предварительно соотносим с преднамеренными работами по созданию волоковой трассы, встречено нами только один раз — канава на восточном участке перешейка между п-овами Средний и Рыбачий. Самый оптимальный способ преодоления сухого волока — оставление судна, переноска грузов и погрузка в новое судно (возможно, другого типа, более удобного для следующего этапа пути) с другой стороны перешейка, что описывается применительно к участку в южной части п-ова Средний. 120 http://www. naukaprint.ru/zhurnaly/vestnik/

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz