Вестник Кольского научного центра РАН № 2, 2019 г.
В. М. Бусырев в 1,5-2 раза опережающими добычу. Однако в России в настоящее время восполнение расходуемых запасов существенно отстает, как это видно на примере имеющей развитую горную промышленность Мурманской обл. (табл. 1). Такое положение в недропользовании, как отмечено вторым съездом горнопромышленников [3], вызывает опасение видных специалистов [4, 5]. Существующая ситуация, возникшая из-за неполноты использования и восполнения минерально сырьевой базы, для России усугубляется возрастающей труднодоступностью минерально сырьевых ресурсов недр, отмеченной во всем мире экспертами ООН, ведущей к росту затрат на поисково-разведочные и эксплуатационные работы. Таблица 1 Table 1 Добыча и прирост запасов полезных ископаемых Мурманской обл. в 1996-2010 гг. Production and increase in mineral reserves o f the Murmansk region (1996-2010) Показатель Indicators Железные руды Iron ore Медно-никелевые руды Copper-nickel ore Апатитовые руды Apatite ore Добыча, млн т Production, mln t 149 56 253 Прирост запасов Increase in reserves млн т / mln t 40,9 4 16 % 32 7 7 Ввиду особо значимой роли минерально-сырьевых ресурсов в развитии экономики право собственника на ресурсы недр во всех странах перешло государству. В России оно закреплено Конституцией, а их пользование, согласно Закону РФ «О недрах» (ст. 9), не ставится в зависимость от формы собственности недропользования. Наличие собственника запасов недр, естественно, ставит вопрос об оплате недропользователями расходуемых ими запасов эксплуатируемых месторождений. С переходом России к рыночным отношениям обострилась существовавшая и ранее некоторая противоречивость экономических интересов государства — владельца недр и недропользователей — частных собственников. Государство заинтересовано не только в эффективном, но и в более полном и комплексном освоении месторождений, тогда как недропользователи — в основном в более выгодных для себя экономических результатах эксплуатации месторождений. Существующая налоговая система [6] регулярных платежей за использование месторождений не может обеспечить соблюдение интересов владельца и пользователей недр на объективной основе, поскольку не способна учитывать расходуемые запасы месторождений. На необходимость совершенствования государственного механизма платы за пользование запасами недр указывалось видными учеными неоднократно. Основные результаты Горным институтом КНЦ РАН предложены концепция привлечения стоимости запасов месторождений к соблюдению сбалансированности интересов государства и недропользователей и методы решения задач рационального использования минерально-сырьевой базы страны на объективной экономической основе [7-12]. Рациональное использование минерально сырьевых ресурсов недр связано с решением комплекса десяти основных задач (рис.). Среди них ключевой задачей является определение стоимости запасов, расходуемых при эксплуатации месторождений. Согласно концепции, привлечение стоимости запасов полезных ископаемых к решению задач рационального недропользования одновременно означает признание их товаром, используемым и оплачиваемым недропользователями как исходное сырье для производства 76 http://www. naukaprint.ru/zhurnaly/vestnik/
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz