Вестник Кольского научного центра РАН № 2, 2019 г.
Районирование прибортового массива пород карьера «Железный» по устойчивости элементов. Оценка устойчивости борта карьера методом предельного равновесия Для оценки устойчивости использовался программный продукт SVOffice с пакетом SVSlope. В качестве расчетного выбран метод Моргенштейна — Прайса [7, 8], рекомендованный нормативным документом [9]. Данный метод основан на решении двух уравнений, одно из которых удовлетворяет общему равенству моментов, другое — общему равновесию действующих горизонтальных сил. Метод зарекомендовал себя с положительной стороны при оценке устойчивости откосов в скальных массивах как Кольского региона [10], так и за рубежом [11]. При определении коэффициентов запаса устойчивости учитывались следующие факторы: сцепление, угол внутреннего трения, коэффициент структурного ослабления, выявленные поверхности ослабления, уровень грунтовых вод. При обосновании расчетных схем особое внимание было уделено зонам выветривания и коэффициентам структурного ослабления. Для каждой расчетной схемы разреза проводили поиск потенциальной поверхности ослабления как в автоматическом, так и в ручном режиме в случае наличия поверхностей ослабления. Результаты оценки устойчивости борта карьера По результатам оценки устойчивости борта карьера была получена база данных значений коэффициентов устойчивости (Кзу). Для построения визуальной картины распределения значений Кзу в плане результаты были вынесены на профили, а затем перенесены на план карьера (рис. 3). Рис. 3. Схема районирования борта карьера по коэффициенту запаса устойчивости: I----1—устойчивая зона (Кзу> 1,3); □ — зона предельной устойчивости (1 < Кзу< 1,3); I----1—неустойчивая зона (Кзу< 1); I—VIII —инженерно-геологические секторы; 1Н, 2Н... —инженерно-геологические профили Fig. 3. The scheme of the open pit wall zoning by the sustainability coefficient: I I— stable zone (CSu> 1,3); О —ultimate stability zone (1 < CSu< 1,3); I I—unstable zone (CSu< 1); I-VIII — engineering-geological sectors; 1Н, 2Н... — engineering-geological profiles Если сравнить результаты распределения зон с повышенным коэффициентом сейсмичности kc( 1 , 5 ) в карьерном пространстве за период измерений за 2016-2018 гг. и выполненную оценку устойчивости за 2017-2018 гг., то можно выделить несколько зон (рис. 4): зоны с недостаточной устойчивостью и неустойчивые сосредоточены в основном на восточном и юго-восточном участке борта карьера (II и III) и приурочены к разломным зонам, падающим в направлении очистного пространства; небольшие участки недостаточной устойчивости в северной (I) и западной частях и приурочены также к разломных зонам в этих областях. ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 2/2019 (11) 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz