Вестник Кольского научного центра РАН. 2018, №2.
Роль Мурманского транспортного узла в развитии Арктической зоны Российской Федерации является базовым портом Арктического бассейна по обеспечению грузоперевозок по СМП, а его комплексное развитие позволит сформировать качественно новую транспортную инфраструктуру в Арктике, способную обеспечить решение задачи социально-экономического развития не только арктических территорий, но и российской экономики в целом. Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» как фактор развития транспортной системы Арктики Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» появился в 2005 г. в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 гг.» (подпрограмма «Экспорт транспортных услуг»), а его основной целью является создание на базе Мурманского порта круглогодичного глубоководного морского хаба, интегрированного в международный транспортный коридор «Север-Юг» и «Восток-Запад». Реализовывать проект предполагается на основе государственно-частного партнерства, так как очевидно, что ни один регион не в состоянии самостоятельно обеспечить развитие своей транспортной инфраструктуры [5]. Так, за счет средств федерального бюджета предусмотрено строительство объектов железнодорожной инфраструктуры (строительство на западном берегу Кольского залива новой электрифицированной однопутной железнодорожной линии Выходной — Лавна протяженностью 46 км, реконструкция путевого развития, строительство новых железнодорожных станций и др.), дноуглубление акватории Кольского залива, реконструкция и модернизация существующей портовой инфраструктуры на восточном берегу Кольского залива, развитие авиационного транспорта (реконструкция аэропорта Мурманск) и автодорожной инфраструктуры (реконструкция автомобильной дороги Р-21 «Кола») [6-7]. За счет средств частных инвесторов на западном берегу Кольского залива планируется строительство нефтяного терминала, угольного перевалочного комплекса и объектов инженерной инфраструктуры морского торгового порта «Лавна», на восточном берегу Кольского залива планируется реконструкция существующего угольного терминала, строительство контейнерного терминала и логистического центра. Для реализации проекта в 2007 г. была создана ОАО «Управляющая компания "Мурманский транспортный узел"» и утверждена схема Мурманского портового транспортного узла. В 2008 г. подписано распоряжение Правительства РФ № 1821-р «О реализации проекта "Развитие Мурманского транспортного узла"», а в 2009 г. завершен I этап проектных работ. Однако из-за мирового финансового кризиса и последовавшего за ним экономического спада российской экономики реализация проекта была приостановлена. Строительная фаза реализации проекта развития МТУ, а именно строительство объектов федеральной собственности, была начата в 2014 г., и на сегодняшний день завершено уже около 30 % всех работ. Так, в 2016 г. завершена реконструкция объездной автодороги Мурманска — участка федеральной трассы Р-21 «Кола» (построено 14 искусственных сооружений: развязки, мосты, путепроводы, надземный пешеходный переход и др.), завершена реконструкция морского пассажирского вокзала и пирса дальних линий, проведено дноуглубление и береговое укрепление пассажирского района (в результате общая площадь вокзала выросла в 2 раза, а длина пирса увеличилась на 59 м и составила 206,6 м), открыт участок морского пункта пропуска, реализуется проект «Арктическая гавань» по развитию круизного туризма в Мурманской обл. Кроме того, на западном берегу Кольского залива активно ведется строительство энергетической и железнодорожной инфраструктуры, которое планируется завершить в 2019 г. (возведение земляного полотна станции Лавна и в районе реки Тулома, строительство железнодорожных мостовых переходов, установка опор и подпорных стенок автодорожного путепровода и др.). Вместе с тем в строительстве на западном берегу Кольского залива частных объектов произошла заминка, обусловленная совокупностью различных причин, в числе которых и сложная геополитическая обстановка, и ограничение доступа российских банков к рынкам капитала стран ЕС, и колебания рыночной конъюнктуры. Все это, наряду с сокращением в последние годы ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 2/2018(10) 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz