Вестник Кольского научного центра РАН. 2018, №2.

Н. А. Серова • третье направление — освоение минерально-сырьевых ресурсов Арктики с помощью современного оборудования и технологий, в том числе на территории арктического континентального шельфа. В соответствии с Программой ключевой задачей новой государственной политики России в Арктике является превращение Арктической зоны РФ в ведущую стратегическую ресурсную базу страны. Для решения данной задачи Правительством РФ сформирован перечень приоритетных комплексных инвестиционных проектов, способных стать драйверами устойчивого социально­ экономического развития Арктической зоны РФ, среди них первостепенное значение имеют проекты развития транспортно-инфраструктурной системы российской Арктики, которые позволят объединить созданные в каждом арктическом регионе опорные зоны в единый макрообъект управления [1-3]. Центральное место при этом отведено развитию Мурманского транспортного узла (МТУ) в силу уникального географического расположения Мурманской обл. и исключительных преимуществ Кольского залива и Мурманского порта, позволяющих стать ей опорным регионом в реализации национальных интересов России в Арктике. Мурманский порт — базовый порт Арктического бассейна России Порт Мурманск — незамерзающий и глубоководный, самый крупный порт в мире за Северным полярным кругом, единственный порт в европейской части России со свободным выходом в открытый океан при относительно небольшой интенсивности судоходства, крупнейший узел международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад». Основным преимуществом Мурманского порта является способность круглогодично принимать суда дедвейтом более 300 тыс. т, осадкой до 15,5 м и длиной более 265 м. На порт приходится свыше 14 % общероссийских грузоперевозок морским транспортом и около 60 -70 % от общего грузооборота портов, расположенных в акватории СМП (в 2016 г. годовой грузооборот составил 26,6 млн т, в 2017 г. — 38 млн т, а к 2020 г. планируется достигнуть более 80 млн т). В состав порта Мурманск входят торговый порт, рыбный порт и пассажирский терминал. Торговый порт располагает 17 причалами общей протяженностью около 3 км и способен круглогодично принимать суда дедвейтом до 300 тыс. т, осадкой до 15,5 м и длиной более 265 м. Транспортная инфраструктура торгового порта обеспечивает прием, обслуживание и ремонт судов, а также перевалку апатитового концентрата и минеральных удобрений, наливных (нефть, нефтепродукты), навалочных (руда, импортный глинозем и т. д.), генеральных и контейнерных грузов. В состав рыбного порта входят нефтебаза, 2 грузовых района, железнодорожное хозяйство, льдозавод и ремонтные мастерские, он располагает 50 причалами общей протяженностью около 4 км. Морской пассажирский терминал включает пассажирский пирс с двумя причалами длиной по 148 м для линейного флота, 3 плавучих причала для судов местного плавания и морской вокзал. Пассажирский терминал круглогодично обслуживает пассажиров на социально значимых межмуниципальных морских линиях по побережью Кольского п-ова «Мурманск — Островной — Мурманск» и «Мурманск — Островной — Чаваньга — Островной — Мурманск». Кроме того, в Мурманском порту базируется единственный в мире атомный ледокольный флот, а также суда множества судоходных и рыболовецких компаний (Мурманское морское пароходство, Мурманский транспортный филиал ГКМ «Норильский Никель», Мурманский траловый флот, Союз рыбопромышленников Севера и др.). Мурманский порт также тесно связан с промышленными центрами России и зарубежными странами воздушным (международный аэропорт Мурманск, аэропорт совместного базирования Апатиты), автомобильным (федеральная магистральная автодорога Р-21 «Кола», международные автомобильные пункты пропуска «Лотта» (среднегодовая интенсивность движения составляет около 950 единиц автотранспорта в сутки), «Салла» (около 700 единиц) и «Борисоглебск» (1600 единиц) [4]) и железнодорожным транспортом (Мурманская железная дорога). Именно поэтому не вызывает сомнений, что Мурманский порт 124 http://www.naukaprint.ru/zhurnaly/vestnik/

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz