Вестник Кольского научного центра РАН. 2018, №2.

DOI: 10.25702/KSC .2307-5228.2018.10.2.123-127 УДК 332.1, 338.47 РОЛЬ МУРМАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА В РАЗВИТИИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Н. А. Серова ФГБУН Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН Аннотация Рассмотрены этапы развития и современное состояние проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», а также актуальные проблемы и перспективы его реализации. Определена роль Мурманского транспортного узла как фактора развития не только Мурманской обл., но итранспортной системы Арктики и национальной экономики в целом. Ключевые слова: Мурманский транспортный узел, Арктическая зона РФ, транспортная инфраструктура, Северный морской путь. THE ROLE OF THE MURMANSK TRANSPORT HUB IN THE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION Natalia A. Serova Luzin Institute for Economic Studies of the KSC of the RAS Abstract The article considers the stages of development and the current state of the project "Integrated Development of the Murmansk Transport Hub", as well as actual problems and prospects for its implementation. The role of the Murmansk transport hub as a factor in the development of not only the Murmansk region, but also the transport system of the Arctic and the national economy as a whole, is defined. Keywords: Murmansk Transport Hub, Arctic zone of the Russian Federation, transport infrastructure, Northern Sea Route. Введение В последние годы развитию арктических территорий уделяется повышенное внимание со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти РФ. Положения принципиально новой политики по освоению и развитию российской Арктики обозначены в ряде стратегических документов, среди которых центральное место занимает государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» (далее — Программа). Реализация Программы планируется по трем основным направлениям и включает целый комплекс мероприятий по социально-экономическому развитию Арктической зоны РФ, в том числе практические шаги по расширению международного сотрудничества, обеспечению экологической безопасности, развитию транспортной инфраструктуры и научно­ исследовательской деятельности и др.: • первое направление — формирование восьми опорных зон развития (Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская), в том числе определение механизмов государственной поддержки их деятельности; • второе направление - - обеспечение безопасного арктического судоходства иразвитие Северного морского пути (СМП) с тяготеющими к нему железнодорожными и речными меридиональными транспортными маршрутами как национальной арктической транспортной магистрали; ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 2/2018(10) 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz