Вестник Кольского научного центра РАН. 2017, №4.

Н. А. Мельник дочери и сын. Мать работала учительницей и содержала женский пансион, в котором учились девочки из лучших городских семейств. Это позволяло семье снимать хорошую квартиру и воспитывать детей. Сестрами и братом Марии были Зофия (1860), Юзеф (1863), Бронислава (1864) и Хелена (1866), всю жизнь они поддерживали друг друга и сохранили теплые отношения. Самая младшая — Маня, так ласково звали любимицу в семье, была подвижным, живым ребенком. Она рано проявила свои способности: в 4 года самостоятельно научилась бегло читать. После рождения Мани семья переезжает на другую казенную квартиру, где мать уже не могла работать и содержать пансион. Семья жила дружно, отец преподавал в мужской гимназии физику и математику, много внимания уделял воспитанию детей. Вскоре мать тяжело заболела туберкулезом. Отец выбивался из сил, так как на его попечении была больная жена и пятеро детей. Он вынужден был сменить квартиру и открыть пансионат для 10 мальчиков, чтобы иметь дополнительный доход. Детские годы Мани были омрачены ранними потерями: в январе 1876 г. в возрасте 16 лет после заражения тифом умерла Зося — любимая старшая сестра-наставница. Вскоре, несмотря на лечение за границей в течение года, умирает и мать. В это время Мане было всего 10 лет. Старшая сестра Броня берет на себя обязанности по ведению домашнего хозяйства и заботы о младших. Маня блестяще училась в начальной школе и потом в гимназии, так как только там можно было получить диплом об образовании, дающий возможность получить высшее образование. Уже в юном возрасте она ощутила притягательную силу науки, рассматривая и изучая физические приборы отца. Она отличалась необычайным прилежанием и трудолюбием, стремилась выполнить работу самым тщательным образом, не допуская неточностей, часто ради этого жертвуя сном и регулярностью питания. 12 июня 1883 г. Маня окончила гимназию с золотой медалью, это была третья медаль в семье. Она занималась настолько интенсивно, что была вынуждена сделать перерыв для поправки здоровья. По настоянию отца она в течение года живет у родственников в деревне, путешествует по Карпатам, плавает, учится верховой езде и грести на лодке, зимой катается на коньках, наслаждается красотой природы Польши. После возвращения в Варшаву она находит положение семьи далеко не блестящим, поэтому вместе с братом вынуждена давать частные платные уроки. Как и все молодые люди, она жила одной мечтой — свободой для Польши и в служении Родине видела свой долг. Мария активно участвует в деятельности «Вольного университета» и стремится просвещать народ — дает уроки работницам швейной мастерской, читает им книги и собирает для них библиотеку на польском языке. Ее настоящее призвание выявляется благодаря двум самым близким и родным людям — отцу и старшей сестре, проникнутым добром и пониманием. Глава семейства много читает, ему представляется естественным быть в курсе успехов химии и физики, знать кроме польского и русского, латинский, греческий языки, говорить по-французски, по-немецки и по- английски. Отца окружали умнейшие люди. Он был знаком с Д. И. Менделеевым, который однажды, увидев Марию за занятиями, предрек ей большие успехи в будущем. Отец стремился воспитывать своих детей разносторонне, учил их размышлять и делать выводы, благодаря чему дети развивались в интеллектуальной атмосфере, редкой по содержательности. Мария, как и отец, владеет пятью иностранными языками, все отмечали ее прекрасное ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2017(10) 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz