Вестник Кольского научного центра РАН. 2017, №3.

В. В. Денисов, А. П. Жичкин специфичность, которая требует нахождения адекватных способов описания ресурсного потенциала, причем как общестратегических, так и тактических аспектов рационального природопользования. Баренцево море неоднократно постулировалось как интегральный морской район, где ведущую роль всегда играло рыболовство и использование биоресурсов. Помимо традиционного промышленного рыболовства, в последнее время актуальным становится искусственное разведение рыбы, причем наиболее перспективным аквакультурным районом становится Западный Мурман Баренцева моря, где по пути теплых атлантических вод расположены удобные для этого бизнеса незамерзающие бухты, заливы и т. п. На морскую аквакультуру, как перспективный вид морского природопользования, исследователи обращали внимание с середины 1990-х гг., когда появились первые публикации на эту тему [1, 2], а в 2013 г. был утвержден очередной вариант «Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года» [3]. В ней записано, что одним из важнейших направлений развития рыбохозяйственного комплекса региона должно стать развитие аквакультуры и марикультуры (п. 3.8 Стратегии). Согласно принятому документу, рост объемов выращенной рыбы предприятиями рыбоводства к 2025 г. должен быть доведен до почти 100 тыс. т (98,9 тыс. т). Решение этой задачи требует последовательных, согласованных, грамотных и финансово обеспеченных действий со стороны бизнеса, ученых и администрации [4, 5]. Развитие аквакультуры (марикультуры) в прибрежье Баренцева моря в XXI в. Современная ситуация с марикультурными предприятиями на Кольском п-ове выглядит следующим образом. В начале XXI в. выращиванием рыбы (атлантического лосося) занималась только одна компания — совместная российско-норвежская фирма «Гиганте Печенга» [6-8]. В 2003 г. на этом предприятии было выращено около 300 т товарной продукции, а по планам развития объем аквакультурной продукции предполагалось довести до 20 тыс. т. Однако эти планы оказались невыполненными в силу целого ряда причин [7]. В 2009 г. появилась новая компания «Русский лосось» как подразделение группы компаний «Русский берег». В 2012 г. эта компания выиграла у «Гиганте Печенга» конкурс на использование пяти рыбоводных участков в губах Печенга и Амбарная [9]. Компания «Русский лосось» стала активно развиваться и планировала к 2015 г . занять 4 % рынка выращенного лосося в России [10, 11]. Немного позже, в 2012 г., на аквакультурном рынке появилась еще одна компания, «Русское море — аквакультура». В 2014 г. начаты первые выловы и реализация атлантического лосося, а в феврале 2015 г. компания изменила свое название на ПАО «Русская аквакультура», сосредоточившись на создании первой в России вертикально-интегрированной компании в секторе морской аквакультуры [12-14]. Однако в 2015-2016 гг. обе компании — «Русский лосось» и «Русская аквакультура» понесли значительные убытки из-за заболеваний атлантического лосося. Так, у компании «Русская аквакультура» заболеваниями было поражено более 70 % рыбы в губе Титовка. Аналогичные трудности возникли и в компании «Русский лосось» [15]. Однако результаты деятельности у этих двух компаний оказались разными. Если «Русская аквакультура» в результате диверсификации сумела высадить более 4 млн шт. смолта (молоди лосося) в Ура-Губе (три участка) с контролируемым уровнем риска в расчете получить в 2016-2017 гг. свыше 10 тыс. т готовой продукции, то «Русский лосось» в 2015 г. оказался в убытке порядка 1,7 млн руб., в компании было введено конкурсное управление. В июле 2016 г. советом директоров утверждена долгосрочная стратегия развития компании «Русская аквакультура» до 2025 г., предполагающая постепенный рост объемов продаж свыше 25 тыс. т в год [14]. В конце августа 2016 г. «Русская аквакультура» начала съем и реализацию товарной продукции с ферм компании в Ура-Губе, который должен завершиться осенью 2017 г. рекордными в истории компании результатами. 112 http://www.kolasc.net.ru/russian/news/vestnik1.html

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz