Вестник Кольского научного центра РАН. 2016, №4.

Г. Г. Матишов, В. В. Денисов, С. Л. Дженюк и др. Севморпути длительное время проводится ММБИ [2, 3]. Обоснованы требования к проведению комплексных эколого-экономических исследований этой зоны [4, 5]. В качестве методической основы управления морским природопользованием в настоящее время признана теория больших морских экосистем (БМЭ). Применительно к арктическим морям экосистемный подход должен учитывать специфику природной среды (особенно ледяной покров как важнейший экологический фактор), тенденции климатических изменений, состояние биоресурсов и чувствительность экосистем к антропогенным воздействиям. В данной работе мы рассмотрим важнейшие, по нашему мнению, аспекты экосистемного управления в Арктике: делимитацию морского пространства, современные тенденции изменений морской среды, задачи информационного обеспечения. Морское пространство Севморпути как объект управления Согласно общему определению, Северный морской путь — водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до арх. Новая Земля, восточной береговой линией арх. Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар [1]. Фактически в географическом понимании это арктические моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское, т. е. моря, в которых главным препятствием для судоходства выступает, как правило, постоянноеприсутствие на маршрутах движения судов ледяного покрова различной степени пространственно-временного распространения, что обусловливает необходимость сопровождения плавания специальными судами — ледоколами, которые помогают транспортным судам успешно и безопасно выполнять функции по перемещению необходимого продукта из одного пункта в другой. Будучи важнейшей транспортной магистралью, Севморпуть обеспечивает весь российский Крайний Север необходимыми для экономического развития страны и жизнедеятельности её людей предметами производственного и бытового назначения. В последние годы увеличился транзитный поток грузов из Европы в Азию, что создает многообещающие перспективы превращения Северного морского пути в международную транспортную магистраль. В экономике Арктического региона можно выделить две основных компоненты: минерально-сырьевую и биолого-ресурсную. При этом нельзя полностью согласиться с авторами аналитического доклада «Современная ситуация а Арктической зоне РФ» в том, что минерально­ сырьевой сектор имеет макрогеоэкономические масштабы, в то время как биолого-ресурсный — локальный характер производственных процессов и еще не вышел за пределы локальных рынков [6]. В этом мнении сказалось традиционное для специалистов Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ФГБУ "ААНИИ") понимание Арктической зоны РФ как зоны, в рамках которой пролегает Севморпуть. Между тем в литературе отмечается, что «промысловой житницей» Арктики считаются Баренцево, Гренландское и Берингово моря, а эксплуатация водных ресурсов Арктической зоны России обеспечивает 23 % общероссийских уловов рыбы и других морепродуктов [1]. Поэтому современная Арктика — стратегическая ресурсная область Земли, которая в настоящих условиях играет важную роль в жизни всего человечества. За истекшие 10 лет (доклад [6] готовился в 2006 г.) природные условия в Арктике заметно смягчились, в первую очередь с точки зрения суровости ледовых условий (см. ниже). Но общая комфортность арктической природы не стала более приемлемой. На фоне общего потепления и смягчения ледовой обстановки в Арктике климат стал более изменчивым и менее предсказуемым, по своему характеру — более циклоническим, возросли погодные аномалии. ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2016(27) 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz