Вестник Кольского научного центра РАН. 2016, №4.

В. В. Денисов, М. В. Светлова Крупнейший порт области — Мурманский морской порт (ММП) — является единственным незамерзающим глубоководным портом европейской части России (максимальная осадка принимаемого судна не ограничена), обеспечивающим круглогодичную навигацию и прямой выход в Мировой океан на мировые торговые пути. Два других порта Мурманской области — Кандалакшский, специализирующийся на перевалке сыпучих грузов, и Витино, специализирующийся на перевалке нефтепродуктов. Архангельский морской порт не такой глубоководный и мощный, как Мурманский (максимальная осадка принимаемого судна — 9.2 м). В период, когда море замерзает, поддержание судоходства в Архангельском порту возможно только с помощью ледоколов. Порт Ненецкого автономного округа — Варандей (максимальная осадка принимаемого судна у нефтеналивного терминала — 14 м) —является замерзающим и не имеет связи с железнодорожной сетью России, так как ориентирован на экспорт нефти и нефтепродуктов. В 2014 г. грузооборот ММП составил 21.9 млн т (для сравнения: грузооборот Архангельского морского порта — 4.2 млн т, порта Варандей — 5.9 млн т). По сравнению с 2013 г. грузооборот ММП снизился на 6.7 млн т, Архангельского морского порта — на 0.3 млн т, порта Варандей повысился на 0.55 млн т. Снижение показателей связано с уменьшением перевалки нефти, а также с тем, что существующей инфраструктуры не достаточно для перевалки угля. Это касается не только портовых мощностей, но и подъездных железнодорожных путей, в результате чего часть грузов уходит в зарубежные порты. Основная причина повышения грузооборота порта Варандей — рост перевалки нефтепродуктов и сжиженного природного газа, направляющегося на экспорт, несмотря на снижение добычи нефти на Варандейском месторождении. В то же время функционирование промышленности и хозяйства Мурманской области сопряжено с высоким уровнем антропогенного прессинга на окружающую природную среду. Для области характерна высокая природоемкость отраслей промышленности, значительные объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, объемы сбросов сточных вод в водоемы (в том числе в омывающие моря) и объемы отходов производства и потребления, в которых превалирует доля отходов горнопромышленного комплекса (ГПК; 99.8 %) [7]. С деятельностью данных предприятий связана и значительная доля нарушенных земель, большую часть которых представляют техногенные пустоши вокруг предприятий ГПК. Локальными источниками загрязняющих сбросов в Кольский залив являются: портово-промышленный и коммунальный комплексы Кольского залива (нефтяные углеводороды, тяжелые металлы, ПХБ, СПАВ и др.); транспортные, рыбопромысловые и военные суда (нефтяные углеводороды, ПХБ, хозяйственно- бытовые сбросы); инфраструктура морских нефтеперевозок (нефтяные углеводороды, риски аварийных разливов и утечек). По данным на 2014 г. [7], по комплексной шкале оценки воды Кольского залива относятся к пятому классу качества и характеризуются как грязные. Негативным фактором является также невысокая доля ООПТ в общей площади Мурманского региона. Хотя доля ООПТ в Мурманской области примерно соответствует доле ООПТ в таежной и тундровой зонах мира, однако она в 2-3 раза ниже, чем в регионах развитых стран, расположенных в сходных природно-климатических условиях и ориентированных на развитие природного туризма (губерния Лапландия Финляндии (25 %), северные провинции Канады, Норвегия (30.5 %)) [8]. Более весомая доля ООПТ в Архангельской области обусловлена вкладом обширных территорий и акваторий национального парка «Русская Арктика» (арх. Новая Земля) и комплексного заказника «Земля Франца-Иосифа» (арх. Земля Франца-Иосифа). В сравнении с Архангельской областью доля затрат на охрану окружающей среды в Мурманской области выше, но размер выделенных отчислений не позволяет пока в должной мере справляться с экологическими проблемами региона, что, несомненно, свидетельствует об актуальности данного вопроса для органов управления регионом. Присравнении двух регионов по социально-экологической составляющей Мурманская область лидирует, несмотря на незначительное отставание от Архангельской области по ИРЧП. 82 http://www.kolasc.net.ru/russian/news/vestnik1.html

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz