Вестник Кольского научного центра РАН. 2016, №4.
Приоритетная цель создания любого кадастра или кадастровой системы, объединяющей частные кадастры, — информационное обеспечение управленческих решений и контроля последствий их реализации. Обязательным формальным признаком кадастра выступает стандартизация методов сбора, оформления и хранения кадастровой информации. Эти и другие методические рекомендации по разработке и созданию кадастров прибрежно-морских зон Приморского края рассмотрены в работе Тихоокеанского института географии, хотя до практической реализации эти идеи не были доведены [ 2 1 ]. В отличие от традиционных карт и атласов, кадастр предусматривает в качестве основной функции постоянное обновление информации в заданных ячейках координатной сетки. Размеры ячеек всецело определяются пространственной изменчивостью экологически значимых объектов и показателей состояния морской среды и экосистем. На открытых пространствах шельфа с однородным распределением донных осадков они могут быть порядка нескольких тысяч км2, в прибрежных зонах со сложной морфометрией — порядка сотен м2. Формированию кадастровой сетки должна предшествовать картографическая генерализация. Нет необходимости учитывать индивидуальные особенности необитаемых и неиспользуемых участков побережий. В то же время такие объекты, как брошенные или затопленные суда, должны быть учтены по отдельности. Полезный опыт детального описания прибрежной зоны был приобретен при выполнении проекта ММБИ по оценке чувствительности берегов Кольского залива к нефтяному загрязнению [22]. Технология обновления кадастровых данных используется учреждениями Росгидромета при подготовке морских ежегодников. Ячейками кадастра следует считать гидрометеорологические станции (задача учета микроклиматических и океанологических особенностей в промежутках между станциями не ставится). В определенной мере их аналогом могут считаться ежегодники Росстата, но, как отмечалось выше, сетка административного районирования не отвечает требованиям экологического мониторинга. При проведении морских биологических наблюдений данные архивируются и в определенной мере упорядочиваются, однако многоцелевые биологические кадастры не формируются. Между тем именно в этом случае кадастровая методика может применяться с наибольшим эффектом, так как анализ кадастровых данных позволяет выявить пробелы в знаниях, разграничить зоны относительной однородности и повышенной изменчивости морских экосистем. Обоснование информационной системы экологического мониторинга содержится в наших публикациях [23, 24]. Применительно к зоне Севморпути такие проработки ранее не делались. Наиболее перспективным подходом к созданию такой системы можно считать разработку ГИС с условным названием «Севморпуть» на базе консорциума учреждений, имеющих опыт таких проектов и необходимый научный задел (ААНИИ, Институт географии РАН). Полезным может быть участие вузов, особенно региональных, т. е. отдельные блоки ГИС могут быть тематикой квалификационных работ студентов и аспирантов. Финансирование такого проекта в принципе возможно на основе частно-государственного партнерства, поскольку государственная поддержка Арктики в форме федеральных целевых программ или их аналогов будет продолжаться, несмотря на экономические трудности, а хозяйствующие субъекты, особенно организации морского нефтегазового комплекса, так или иначе, выделяют значительные средства на экологию. Успешность таких разработок будет в решающей степени зависеть от организации государственного управления Арктической зоной и зоной Севморпути поверх отраслевых и региональных барьеров. Заключение Результаты проведенного анализа позволяют сделать ряд выводов и сформулировать практические рекомендации. 1. В зону Северного морского пути следует включить водные пространства Баренцева и Белого морей, так как здесь располагаются начальные точки плавания по трассам СМП (порты Мурманск, Архангельск, Витино). Морское пространство трансарктической зоны Севморпути. 96 http://www.kolasc.net.ru/russian/news/vestnik1.html
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz