Вестник Кольского научного центра РАН. 2016, №4.
Г. Г. Матишов, В. В. Денисов, С. Л. Дженюк и др. (далее — системный государственный мониторинг) — специально организованная комплексная и плановая деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации по реализации государственных решений о развитии Арктической зоны и обеспечениюнациональной безопасности на территории этой зоны, а также по подготовке на этой основе соответствующих предложений Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным органам. Таблица Соответствие структуры описания больших морских экосистем и экологического мониторинга Модули описания БМЭ Тематическая (отраслевая) принадлежность мониторинга Принципы делимитации Океанография (как фактор биопродуктивности) Росгидромет По границам морей, зонам обслуживания УГМС Здоровье экосистем Росгидромет, Минприроды, Росрыболовство По границам морей, зонам обслуживания УГМС, границам экономической зоны и территориальных вод Биоресурсы и рыбный промысел Росрыболовство, Минприроды, научно исследовательские учреждения По границам БМЭ, границам экономической зоны и территориальных вод, сетке рыбопромысловых районов Социально-экономический Росстат, администрации арктических субъектов РФ По границам экономической зоны (в море) и Арктической зоны (на суше), административным границам регионов в прибрежной зоне и территориальных водах Каждый из участников экологического мониторинга, как правило, формирует собственные информационные системы и пользуется доступом как минимум к информационным ресурсам своего ведомства. Очевидно, что для объектов управления, выпадающих из ныне действующей структуры (Арктической зоны РФ, Севморпути) необходимо создание своих информационных баз. Отсюда и те предложения, о которых было сказано выше. Однако для преодоления многочисленных ограничений, понятных из содержания таблицы, необходимы качественно новые подходы. В практике природопользования растущее применение находят геоинформационные системы (ГИС). Едва ли не каждый проект в этой области включает создание ГИС в качестве ожидаемого результата ( 1 0 - 2 0 лет назад эта роль принадлежала базам и банкам данных). В результате это понятие оказалось несколько скомпрометированным, поскольку его распространяют на любую информацию, организованную по географическим координатам. Между тем ГИС, предназначенная для использования в управлении зоной Севморпути, обязательно должна включать мониторинговый блок, обеспечивающий усвоение и обработку информации в реальном времени. Только тогда имеет смысл говорить о таких достоинствах ГИС, как варьирование масштабов и проекций, широкие возможности генерализации данных, разнообразие картографической продукции. По нашему мнению, более универсальным является понятие геоинформационного кадастра. Общим и определяющим признаком любого кадастра является целеполагание. ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2016(27) 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz