Вестник Кольского научного центра РАН. 2016, №4.

информационным ресурсам (за исключением специально оговоренных случаев). Экологический мониторинг занимает центральное место в управлении морским природопользованием. Оно не исчерпывает все управленческие задачи (в число которых входят также технические, экономические, оборонные, правовые), но в силу своеобразия природной среды Арктики имеет важнейшее значение для организации управления во всех остальных сферах. Методология изучения больших морских экосистем, применяемая в международной практике, ориентирована на устойчивую эксплуатацию морских биоресурсов [7]. Для их описания (и, следовательно, прогнозирования их состояния) используются пять информационных блоков (модулей): биопродуктивность (деятельность фотосинтетиков, биоразнообразие зоопланктона, океанографическая изменчивость), экосистемное здоровье, ихтиофауна и рыбный промысел, социо-экономика, правовое регулирование. Применительно к специфике арктических морей этот перечень остается в силе, но с некоторыми изменениями приоритетов [20]. В блоке биопродуктивности могут контролироваться только океанологические параметры, среди которых ведущая роль принадлежит ледяному покрову. Состояние ледового покрова определяет эффективность и часто саму возможность морской деятельности, условия существования морских биоценозов, накопление и перенос загрязняющих веществ. В условиях отсутствия льда состояние морских экосистем зависит от динамики вод и крупных аномалий температуры и солености. Под «здоровьем» экосистем нередко понимают только качество морской среды, определяемое по уровням загрязнения вод, донных осадков и биоты. В нашем понимании, оно должно определяться также с учетом эксплуатации биоресурсов (промысловой смертности) и биологических инвазий. В Арктике это особенно актуально для Баренцева моря, где длительное время ведется интенсивный рыбный промысел, а климатические изменения и развитие аквакультуры способствуют распространению чужеродных видов. С климатической фазой потепления эксплуатация биоресурсов может затронуть и Карское море, и море Лаптевых, тем более что в устьях сибирских рек промысел давно ведется. Рыбная отрасль в широком понимании (морское и океаническое рыболовство, прибрежные промыслы, аквакультура) занимает самостоятельное место в управлении морской деятельностью и экологическом мониторинге. Развитие Севморпути связано с рыбным хозяйством пока лишь косвенно, в той мере, в которой эта отрасль вовлечена в демографические процессы и формирование инфраструктуры Арктической зоны, но, как мы уже отмечали, в связи с потеплением ситуация может измениться. Требования к информационному обеспечению экологического мониторинга и управлению морской деятельностью наименее совместимы в социально-экономическом блоке. Во-первых, данные демографической и экономической статистики не включают экологически значимые показатели: расселение и миграции населения в прибрежных зонах, грузопотоки (перемещение минерального сырья), судооборот на морских пространствах и в портах. Во-вторых, сетки административного и экономического районирования, в пределах которых ведется сбор данных (границы регионов, моря в гидрографических границах, рыбопромысловые районы) не совпадают с естественными границами морских экосистем [9]. В-третьих, обязательное в социально-экономической статистике агрегирование данных во времени (по месяцам, кварталам, годам) не соответствует принципам экологического мониторинга, как правило, требующего непрерывного прослеживания состояния экосистем. В таблицеприведены сводные данные о структуре описания больших морских экосистем, соотнесенные с организацией экологического мониторинга. Здесь опущен блок правового регулирования. В практике природопользования необходим мониторинг законодательства и нормативной базы, но он не требует организации самостоятельной системы сбора данных. В проекте ФЗ «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» в гл. 1., ст. 3 «Основные понятия, используемые в ФЗ» в п. 15 предусмотрен «Государственный системный мониторинг состояния и проблем на территории Арктической зоны Российской Федерации» Морское пространство трансарктической зоны Севморпути. 94 http://www.kolasc.net.ru/russian/news/vestnik1.html

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz