Вестник Кольского научного центра РАН. 2016, №4.
Г. Г. Матишов, В. В. Денисов, С. Л. Дженюк и др. условиях неоднозначности объекта управления (зона Севморпути не совпадает с Арктической зоной РФ, часть территорий которой явно не участвует в морской деятельности). Необходимость создания единой информационной системы для Севморпути хорошо осознана. Так, на Арктическом форуме 2015 г. в Санкт-Петербурге с предложениями о едином информационном пространстве Арктики выступал руководитель ОАО «СибНАЦ» А. М. Брехунцов, исходя из возможности создания такой системы за два года [19]. По мнению Минэкономразвития России, в настоящее время задачи, направленные на развитие судоходства по трассам Северного морского пути решаются несистемно и разрозненно. Ряд системообразующих вопросов, связанных с поддержанием функционирования инфраструктуры Северного морского пути, входит как в компетенцию органов исполнительной власти, так и в компетенцию субъектов Российской Федерации и частных промышленных предприятий. В этой связи у каждого субъекта, осуществляющего свою деятельность и оказывающего влияние на развитие Северного морского пути, выделяются свои управленческие приоритеты, цели и задачи, которые во многом не взаимоувязаны между собой и не позволяют достичь более широкой задачи по приданию Севморпути статуса перспективной транзитной магистрали глобального значения. Аналогичные предложения в более подробном изложении содержатся и в материалах Министерства транспорта, представленных на заседание Государственной комиссии по Арктике (Новосибирск, июнь 2016 г.). Предлагаемая система должна включать навигационный, гидрометеорологический, технический и другие блоки в целях обеспечения безопасности и экономической эффективности судоходства. Следует иметь в виду, что такие предложения разрабатываются с отраслевых позиций и в них недостаточно полно представлены геоинформационные и экологические аспекты. Административное управление в регионах, напротив, должно основываться на максимально полных данных о состоянии территорий и акваторий, но оно не включает зону Севморпути как единое целое. Более того, экономика ряда арктических регионов и их столицы слабо вовлечены в морскую деятельность. На Карском море Ямало-Ненецкий автономный округ получил морской порт (пос. Сабетта) совсем недавно. В Красноярском крае перевозки по Севморпути, по существу, не связаны с основными транспортными потоками. Баренцево и Белое моря, как головные участки трассы, должны входить в информационную систему, но ее организация здесь во многом специфична. Представляет интерес опыт информационного обеспечения морских отраслей хозяйства в советский период. В ходе организации рыбного промысла в удаленных районах Мирового океана возникла необходимость размещения специализированных синоптических групп непосредственно на судах. Они формировались в территориальных управлениях Госкомгидромета, но за пределами своих зон обслуживания использовали все доступные информационные ресурсы, вплоть до сводок и карт антарктических станций в Южном океане. Организации морского нефтегазового комплекса, напротив, были заинтересованы в информации по отечественным морям, но с наборами измеряемых параметров и пространственно-временным разрешением, которые не могли быть обеспечены Госкомгидрометом. По мере надобности они создавали собственные гидрометеорологические партии, которые использовали плавучие и стационарные буровые установки для измерений течений, волнения, уровней открытого моря. Информация должна была поступать в Государственный фонд, но на практике это требование, как правило, не выполнялось. В результате возможности научного анализа и климатологических обобщений не были реализованы, и к настоящему времени эти данные либо потеряны, либо утратили актуальность. В рамках экосистемного подхода, предлагаемого в данной статье, эти противоречия могут быть в значительной степени сняты. Информационная система экологического мониторинга в ее современном понимании должна быть структурирована по тематическим областям, в пространстве и времени. Участники системы должны иметь свободный доступ ко всем ее ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2016(27) 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz