Вестник Кольского научного центра РАН. 2016, №2.

Управление энергоэффективностью и энергосбережением представляют наибольший интерес для энергосервисной компании и инвестора. На практике используются следующие модели государственно-частного партнерства: • возложение на инвестора реализации всех элементов проекта (организации финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации); • возложение на инвестора реализации всех элементов проекта, за исключением его участия на этапе эксплуатации объекта; • возложение на инвестора исключительно участия на этапе эксплуатации объекта. Выполненные работы по энергоаудиту пилотных зданий в городах Кировск и Кандалакша [10-12] показали, что для эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства городов необходимо привлечь значительные инвестиции. В настоящее время при производстве капитальных ремонтов с большими сроками окупаемости необходима поддержка со стороны государства. Степень энергоэффективности отдельного здания определяется путем ее сравнения с эталонными значениями и указывается в энергетическом паспорте здания. Повышение энергоэффективности существующих зданий возможно за счет реализации следующих мероприятий: модернизации с установкой систем автоматизации зданий, установки комфортных значений температур обогрева и охлаждения, оснащения системы вентиляции средствами регенерации тепла, снижения потерь тепла на внешних поверхностях здания, замены окон. Можно добиться заметного сокращения потребления энергии за счет модернизации систем автоматизации в старых и менее энергоэффективных зданиях. Мероприятия по энергосбережению нуждаются во внедрении системы управления электроприборами, приводами механизмов и всеми системами автоматизации, которая базируется на использовании возможностей встроенных функций оборудования при распределении электроэнергии (учет электроэнергии, диагностика состояния, показатели качества энергии и т. д.), а также устройств, позволяющих видеть эти параметры с помощью web-технологий для последующего анализа потребления энергоресурсов и принятия мер по снижению затрат и поддержанию оптимального уровня энергопотребления. Система управления обеспечивает также сбор данных о потреблении энергоресурсов (воды, газа, тепла) в режиме реального времени, оценку состояния автоматических выключателей, возможность дистанционного управления коммутационными аппаратами, консолидацию и визуализацию информации о больших или рассредоточенных объектах с использованием локальных или «облачных» систем энергомониторинга. При этом появляются новые возможности сравнивать потребление энергии по объектам, оценивать потребление энергии по типам нагрузок (освещение, отопление, горячее водоснабжение и т. д.), сопоставлять потребление за идентичные временные периоды (дни, недели, месяцы), прогнозировать тренды потребления и менять тарифные планы, избегать рисков внезапного отключения электроэнергии вследствие наложения пиков потребления. Установленная на объекте автоматическая система электроснабжения создает необходимые условия для эффективного энергосбережения. Заключение Анализ энергопотребления в жилищно-коммунальном хозяйстве городов показал, что снижение удельного теплопотребления за счет внедрения организационно-технических мероприятий в городах Кировск, Апатиты и Полярные Зори составляет 48, 40 и 12 % соответственно. К проблемам систем теплоснабжения городов региона можно отнести высокий уровень морального и физического износа оборудования источников и сетей, низкую эффективность использования топлива, недостаточные приборный учет и эффективность регулирования потребления тепловой энергии, высокую стоимость поставок топлива в регион для теплоснабжения потребителей. Модель управления энергоэффективностью на региональном уровне должна учитывать исполнение региональной программы энергоэффективности и реализацию государственной политики в регионе, достижение интегральных показателей энергосбережения в области энергоэффективности. ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 2/2016(25) 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz