Вестник Кольского научного центра РАН. 2016, №1.

формирует комбинаторно-наложенный характер распространения трещиноватости в объеме массива пород. Это выражается в сочетании и пространственном наложении друг на друга различных по генезису, морфологии и ориентации единичных трещин, их сближенных пакетов и зон трещиноватости. Наиболее опасны для устойчивости бортов и уступов крупные разрывные нарушения наложенной тектоники и зоны (пакеты) реактивированной трещиноватости, имеющие падение в сторону выработанного пространства. Результат оценки представительности и соотношения трещиноватости различных парагенетических групп на разных горизонтах массива пород КММА представлен на рис. 4. Иерархия выявленных разрывных нарушений и систем трещиноватости, их параметры и ранжирование по опасности для устойчивости уступов / бортов карьера отражены в табл. 2. Особенности инженерно-геологического изучения массивов. Таблица 2 Иерархия и параметры основных разрывных нарушений (номер и индекс разрывного нарушения / системы трещин соответствуют рис. 2) Номер Аз-т прост-я,° Аз-т па­ дения” Угол падения,° Мощность / (max длина), м Оценка опасности для устойчивости карьера 1 2 3 4 5 6 Трансформационные разрывные нарушения (максимальная протяженность) R1 38-48 3 1 0 / 130 83-90 Пакет трещин до 25 у поверхн., 2 -10 на глубине, (более 1200) Опасность представляют вывалы и оползни вдоль собственно зоны разлома (СВ и ЗЮЗ борты), а также зона оперяющей трещиноватости мощностью до 20 -50 м у каждого крыла R2 - В 5-15 и 15-20 275-285 и 285­ 290 38-41 и 50-54 Пакет трещин до 7 -8 , 1-3 (более 250) Пересечение 2 «реактивированных» разломов с близкими азимутальными параметрами, они образуют деформацию плоскостного типа и прослеживаются на глубину 300-350 м R2 - ЮВ 42-55 312-345 41 -47 Пакет трещин до 10-15, единичные до 1.5-2 (более 500) «Реактивированные» центриклинальные трещины создают пакет сближенных трещин, по поверхностям которых образуется значительное обрушение плоскостного типа; трещины следятся вглубь со смещением в горизонтальной плоскости к центру карьера R3 50-65 320-335 33-41 0.5-1.3 (более 400) В текущей и проектируемой конструкции карьера опасности нарушения устойчивости бортов не представляет, в местах пересечения с уступами могут наблюдаться локальные деформации клиновидного типа и вывалы R4 342-350 252-260 63-70 0 .5-1.2 (более 350) То же S1 320-340 240 / 60 75 -80 ­ 87 Пакет трещин до 15, одиночные 0.2-0.3 (более 300) Пакет трещин формирует крутопадаю­ щую поверхность уступов ССВ борта в пределах горизонтов +10 ^ +118 м. Образует мелкие единичные плоскостные обрушения крутого залегания и комбини­ рованные - клиновидно-плоскостные ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 1/2016(24) 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz