Вестник Кольского научного центра РАН. 2016, №1.
В. В. Быстров, А. В. Маслобоев, А. Г. Олейник и др. информационных технологий - мультиагентного, онтологического и системно-динамического моделирования. В сочетании с поддержкой облачных и веб-сервисов разрабатываемые моделирующие комплексы обеспечат информационный мониторинг, индикаторное оценивание и управление жизненным циклом угроз региональной безопасности в АЗ РФ. В проекте осуществляется разработка когнитивных моделей, методов и технологий получения, анализа и обработки информации, ориентированных на формирование целостной информационной среды поддержки решения задач управления региональной безопасностью. Формализация задач информационного обеспечения комплексной безопасности региональных социально-экономических систем В результате системного анализа проблемы выявлены специфические особенности и основные недостатки современной системы организационного управления безопасностью региональных социально-экономических систем АЗ РФ. Важной функцией управления региональным развитием и одной из основных для Арктических регионов является обеспечение промышленно-экологической безопасности. На фоне возрастающей динамики техногенно-природных изменений имеет место слабая изученность этой проблемы в условиях Российской Арктики. Специфика безопасности развития АЗ РФ состоит в том, что, с одной стороны, уровень безопасности региона существенно зависит от глобальных угроз, с другой стороны, возможные кризисы и чрезвычайные ситуации, обусловленные особенностями региона, способны привести к дестабилизации систем более высокого уровня - федерального, международного, мирового [1]. При моделировании процессов управления безопасностью представляется целесообразным применение принципа приемлемого риска, т. е. риска, достижимого и оправданного (допустимого) с точки зрения социально-экономических и экологических факторов обеспечения безопасности развития; риска, с которым общество готово мириться ради получения определенных положительных результатов своей деятельности в настоящем и будущем. Величина приемлемого риска определяется достигнутым уровнем знаний, социально экономическими возможностями государства, общественным мнением, а также региональными особенностями. Обоснование уровня приемлемого риска регионального развития - самостоятельная научная задача. К настоящему времени в АЗ РФ создана многопрофильная производственная и социальная инфраструктура преимущественно сырьевых отраслей экономики, а также военно промышленного и транспортного комплексов. В предшествующих исследованиях исполнителями проекта разработаны подходы к унифицированному математическому описанию предметных областей сложной структуры, информационным ресурсам поддержки управления сложными системами, а также разнородных опасностей [1-5]. В рамках данного проекта основное внимание уделяется информационно - аналитической поддержке управления безопасностью, вопросам координации действий сил и средств, построению единого информационного пространства для принятия решений. В настоящее время отсутствует целостная, эффективно функционирующая структура информационного обеспечения управления региональной безопасностью. Специфика деятельности в АЗ РФ и обусловленные ею задачи и проблемы обеспечения безопасности указанных территорий позволили выбрать в качестве наиболее перспективной сетецентрическую модель организации системы поддержки управления. Разработана интегрированная концептуальная модель жизненного цикла угроз региональной безопасности для повышения семантической интероперабельности информационных систем региональных ситуационно-кризисных центров [2, 4]. Модель объединяет формализованные описания предметной области «региональная безопасность» и исполнительной среды информационно-аналитической поддержки процессов управления региональной безопасностью в разнотипных кризисных ситуациях, реализована в виде 128 ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 1/2016(24)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz