Вестник Кольского научного центра РАН. 2015, №3.

Н.А. Серова, Т.П. Скуфьина осуществление в Мурманской обл. проектов по добыче и обогащению таких металлов, как титан или тантал, при прежнем развитии экономики было затруднительно, а в настоящее время их реализация получила сильный толчок к воплощению. Вместе с тем, следует понимать, что, так же как и всю Россию, Мурманскую обл. ждет длительный и глубокий кризис. То есть в сложившейся ситуации речь, в первую очередь, должна идти не о развитии региона, а о недопущении катастроф в экономике и социальной сфере [6]. Нельзя допускать, чтобы консолидация ресурсов федерального и регионального уровней на приоритетных отраслях шла в ущерб тем направлениям, которые в условиях санкций получили новые стимулы для развития. Поэтому приоритетами антикризисных мер для Мурманской обл. должны являться: • повышение конкурентоспособности экономики региона и переход на качественно новый уровень экономического развития за счет стимулирования внутреннего спроса на производимую продукцию, сохранения промышленного потенциала, продолжения реализации крупных инвестиционных проектов; • развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической, информационной), создающей основу для повышения эффективности и снижения уровня издержек всех секторов экономики; • оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития при условии выполнения в полном объеме обязательств региона перед населением; • развитие и поддержка малого и среднего бизнеса в силу социальной значимости малого предпринимательства, поддерживающего самозанятость и смягчающего целый ряд последствий кризиса в социальной сфере; • поддержка социальной стабильности и обеспечение социальной защиты населения в условиях снижения реальных денежных доходов, напряженности на рынке труда. Подводя итоги, подчеркнем, что успешность антикризисных мер для Мурманской обл. зависит от плодотворности диалога между государством, бизнесом и обществом. Для этого региональным органам власти необходимо наладить реально действующий механизм взаимодействия с бизнесом и общественными организациями Мурманской обл. с целью получения оперативной информации, повышения возможностей ручного управления, снижения рисков неэффективного администрирования антикризисных мер. ЛИТЕРАТУРА 1. Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons /2/29/Sanctions_2014_Russia2.png 2. Серова Н.А. Предпринимательский и инвестиционный климат России в международных рейтингах // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений: материалы VI междунар. науч.-практич. конф. (20 ноября 2014 г.): в 2 ч. / отв. ред. А.Н. Плотников. Саратов: Академия бизнеса, 2014. Ч. 2. С. 79-80. 3. Социально-экономическое положение Мурманской области в 2014 году: доклад / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2015 - 98 с. 4. Серова В.А. Транспортная инфраструктура Арктической зоны: новый этап развития // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 2. С. 29-34. 5. Региональная экономика и вопросы североведения: монография / под науч. ред. д.э.н., проф. В.С. Селина; д.э.н. Т.П. Скуфьиной. Апатиты: Изд. кНц РАН, 2013. С. 187; 6 . Скуфьина Т.П. Региональная политика сбалансированного развития и северные территории России // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. №5 (42). С. 83-85. Сведения об авторах Серова Наталья Александровна - к.э.н., старший научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН; e-mail: serova@iep.kolasc.net.ru Скуфьина Татьяна Петровна - д.э.н., профессор, зав. отделом регионального и муниципального управления на Севере РФ Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН; e-mail: skufina@iep.kolasc.net. ru ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2015(22) 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz