Вестник Кольского научного центра РАН. 2015, №2.
Опыт лаборатории БТС в работе с арктическими ластоногими: от теории до практики спаривания, а охота на рыбу и моллюсков - основные пищевые объекты - менее сложна, чем охота на крупных наземных млекопитающих. При этом мозг серого тюленя на 20-25 % больше мозга волка. Данное явление можно объяснить «запасом прочности» мозга тюленя, так как при его образе жизни не исключено пищевое и кислородное голодание, которые ведут к гибели нейронов головного мозга. В естественной среде обитания тюлени редко используют свои дополнительные вычислительные мощности, но они явно проявляются при дрессировке, когда животные ради добычи пищи вынуждены выполнять несвойственные им действия [3]. Таким образом, сочетание возможностей нервной системы животного и технических средств позволяют биотехнической системе адаптироваться фактически к любой возникающей ситуации. Для полноценного использования морских млекопитающих в качестве рабочего элемента биотехнической системы необходимо комплексное исследование этих животных. Требуется знать особенности функционирования их сенсорных систем, физические возможности животных, процессы адаптации к среде обитания и многое другое. Эти же данные позволят в будущем создавать подводные роботехнические системы, основанные на бионических принципах морских млекопитающих. В настоящее время исследования морских млекопитающих в основном ведутся либо в естественной среде обитания, где изучаются дикие животные, либо в океанариумах, где животных приручают и обучают выполнению команд. Изучение морских млекопитающих в естественных условиях позволяет установить маршруты миграции, места лежек, особенности пищедобывательного, социального и репродуктивного поведения животных. Возможен отбор биологических жидкостей и тканей для исследования физиологических характеристик животных. Но в естественных условиях фактически невозможно изучать сенсорные и когнитивные способности животных. Подобные исследования связаны со значительными трудностями: необходимо организовывать дорогостоящие и достаточно опасные экспедиции; невозможно долговременно и непрерывно изучать конкретное животное, есть сложности с постановкой и проведением поведенческих экспериментов. Достаточно много работ, связанных с поведением морских млекопитающих, их физиологией и экспериментальных исследований сенсорных возможностей этих животных проводятся в стационарных океанариумах. Однако и океанариумы имеют свои минусы. Наиболее важный из них - стабильность и искусственность условий содержания. Если в естественных условиях параметры окружающей среды постоянно меняются, то в океанариуме они постоянны. Так, например, изменение освещенности в течение суток в природе неравномерно - зимой светлое время суток сокращается, летом возрастает, в арктических широтах проявляются полярный день летом и полярная ночь зимой. Также освещенность сильно зависит от погодных условий, которые и сами влияют на жизнедеятельность морских млекопитающих. В океанариуме зачастую присутствует только искусственное освещение, которое, во-первых, отличается от естественного спектральным составом, а во-вторых, строго периодично в сутки. Кроме того, в океанариумах отсутствуют такие значимые для морских млекопитающих факторы, как ветер, волнение моря, изменения физико-химических свойств воды, воздействие естественных органических веществ моря. Стоит отметить, что большинство океанариумов и дельфинариев - коммерчески ориентированные предприятия. Это означает, что время научной работы с животными ограничено, животные обучаются наиболее зрелищным командам, которые зачастую не представляют научно практического интереса. Постоянный контакт с посетителями приводит к тому, что поведение животного достаточно сильно изменяется, вместе с ним изменяется и нормальная физиология организма. Таким образом, данные, полученные в ходе физиологических и поведенческих экспериментов, достаточно сложно экстраполировать на диких сородичей доместифицированного морского млекопитающего. И, наконец, в изолированных условиях 72 ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 2/2015(21)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz