Вестник Кольского научного центра РАН. 2015, №2.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 599.745 (98) ОПЫТ ЛАБОРАТОРИИ БИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ В РАБОТЕ С АРКТИЧЕСКИМИ ЛАСТОНОГИМИ: ОТ ТЕОРИИ ДО ПРАКТИКИ Д.Г. Ишкулов, А.Л. Михайлюк, М.В. Пахомов Мурманский морской биологический институт КНЦ РАН Аннотация Рассматривается преимущество применения настоящих тюленей в биотехнических системах при работах в условиях Арктики. Обоснованы преимущества и недостатки методов содержания и изучения ластоногих. Описаны условия содержания ластоногих в условиях аквакомплексов ММБИ, расположенных на акватории Кольского залива. Описаны основные этапы работ, проводимых ММБИ по созданию биотехнических систем двойного назначения, в которых задействованы аборигенные виды арктических тюленей. Представлены основные научные и научно-практические результаты, полученные в лаборатории биотехнических систем ММБИ КНЦ РАН. Ключевые слова: арктический тюлень, биотехническая система, биотехнический аквакомплекс В современном мире отчетливо прослеживается возрастающий интерес к природным запасам углеводородов, залегающих в шельфовых зонах Арктики. Активно разрабатываются проекты буровых платформ, газонефтепроводов, танкеров, судов обеспечения, подводной и прибрежной инфраструктуры. Из области теории в практическую сферу сместился вопрос подледного бурения и добычи углеводородов в Арктике [1]. На сегодняшний день уже осуществлены океанологические подледные исследования в арктическом регионе. Так, автономный беспилотный аппарат AUTOSUB, разработанный лабораторией подводных технологий британского Национального Океанографического Центра в Саутгемптоне при финансировании Национальным научно-исследовательским советом Великобритании, проделал путь в 500 км в течение 6 погружений в рамках своей миссии. Полярные исследователи из германского Института Альфреда Вегенера также осуществили погружение автономного подводного робота (модернизированная версия AUV Bluefin-21) под лед Северного Ледовитого океана всего в 1 тыс. км от географического полюса. Робот, который может проплыть под водой около 70 км со скоростью до 6 км/ч, погружаясь на глубину до трех километров, достиг максимальной глубины. В то же время подводные шельфовые разработки и сопутствующая инфраструктура нуждаются в обслуживании и охране. Например, Корпорация BAE Systems разработала автономного подводного робота Talisman L для борьбы с минами и другими подводными угрозами в акваториях портов и морских баз. Другой представитель - Explosive Ordnance Disposal Hull Unmanned Underwater Vehicle Localization System («Роботизированная подводная система удаления взрывчатых боеприпасов с корпуса корабля» - EOD HULS) продемонстрирован американским Центром военно-морских разработок (ONR), который курирует проект. Характеристики EOD HULS пока не раскрываются: имеются лишь отрывочные сведения: в ходе эксперимента в 2009 г. он сумел осмотреть крупный корабль со скоростью 40-50 м2/мин. 70 ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 2/2015(21)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz