Вестник Кольского научного центра РАН. 2015, №2.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 211.98+ 268(45): 210.73: 502.35 МОРСКОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОМ СЕКТОРЕ АРКТИКИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Г.Г. Матишов, В.В. Денисов, А.П. Жичкин Мурманский морской биологический институт КНЦ РАН Аннотация Рассмотрена современная роль Баренцево-Карского арктического региона как многофункционального и перспективного центра морехозяйственной деятельности в Арктике. Подчеркнута важность и первостепенность роли морского регионального планирования (зонирования) в определении вектора стратегического развития обоих арктических морей. Использованы современные региональные материалы в сфере морского природопользования, обозначены направления исследований в данной области в рамках концепции “больших морских экосистем”. Ключевые слова: Арктика, Баренцево море, Карское море, морское природопользование, морское пространственное планирование. Введение В системе морского природопользования западный сектор Арктики как наиболее хозяйственно освоенный регион многофункциональ­ ного управления выделен в само­ стоятельную единицу управления и включает в себя акватории трех морей: Белого, Баренцева и Карского. С точки зрения концепции больших морских экосистем (БМЭ) все три моря представляют собой самостоятельные экосистемные образования, однако лишь два из них - Баренцево и Карское - относятся к классу БМЭ. Внутреннее Белое море характеризуется относительно самостоятельным океанографическим режимом, однако в силу небольшого размера не отвечает критериям БМЭ. Рассматриваемые моря существенно различаются по своим эколого-географическим характеристикам, причем не только в целом, но и по частям, что исторически обусловило в них развитие региональных видов природопользования. Здесь ведется стратегически важная деятельность (добыча ресурсов, мореплавание, транспортные перевозки, охрана границ и оборона). Объединяющей все три водоема чертой выступают грузовые перевозки по Северному морскому пути (СМП), роль которого возрастает в связи с деятельностью по вовлечению в отечественную и мировую экономику огромных нефтегазовых ресурсов арктического шельфа, п-ова Ямал и Тимано-Печорской низменности. Глобализация мировой экономики ведет также к объективному превращению национальной магистрали СМП в международный Евро-Азиатский трансконтинентальный транспортный коридор, который будет способствовать реализации естественных географических преимуществ России как связующего звена между Европейским Союзом (ЕС) и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР) - двумя из трех крупнейших экономических образований современного мира. В пользу такого благоприятного «арктического» сценария развития мировой хозяйственной системы выступает широко признаваемая (хотя и недостаточно научно обоснованная с точки зрения необратимости) ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 2/2015(21) 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz