Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №4.

• рекультивация природных ландшафтов, утилизация токсичных промышленных отходов, обеспечение химической безопасности; • прогноз и оценка последствий глобальных климатических изменений, происходящих в АЗР под влиянием естественных и антропогенных факторов, в среднесрочной и долгосрочной перспективе; • проведение исследований в области истории, культуры и экономики региона, сохранения культурного наследия и языков; • изучение влияния вредных факторов окружающей среды на здоровье населения. • создание основы для формирования Арктической сети национальных парков и развития научно-просветительского туризма. В серии опубликованных после провозглашения «Основ» государственной политики в Арктике монографических трудов КНЦ РАН охарактеризован научный базис для перевода экономики Арктики с «колониально-ресурсного» стиля хозяйствования на инновационный сценарий с ускоренным развитием высокотехнологичных секторов как в традиционных, так и в новых секторах экономики, характерных для «постиндустриального» уклада [30-34]. При этом первостепенное внимание уделено развитию технологий безопасного строительства ядерных объектов в Арктике и гарантированного предотвращения загрязнения природной среды техногенными радиоактивными отходами [35-37], экологически безопасному морехозяйствованию [38-39] и, в частности, управлению жизнестойкостью и продуктивностью больших морских экосистем Арктического бассейна [40]. Не остались без внимания ученых КНЦ РАН и проблемы обеспечения традиционных форм хозяйствования коренных народов Севера в новых условиях «второй волны индустриализации Арктики» [41], а также формирование мультикультурных сообществ вследствие возрастающих масштабов притока на Север трудовых мигрантов из южных регионов СНГ [42]. По приоритетным для Арктической Стратегии направлениям в государственные задания институтов РАН, локализованных на территории Мурманской области и входящих ныне в региональную сеть Федерального агентства научных организаций (ФАНО России), на плановый период 2014-2017 гг. включены 49 проблемно-ориентированных проектов, что составляет около 75% базовой бюджетной тематики, т.е. суммарные затраты достигают 700-800 млн рублей в год. Очевидно, что максимальную эффективность вкладываемых в науку средств можно обеспечить лишь при условии четкой координации и взаимоувязки действий всех десяти научных организаций. До реформы РАН в 2013 г. такую координационную функцию выполняли Общее собрание ученых и Президиум КНЦ РАН. В новой структуре региональной сети ФАНО подобного рода управление комплексными междисциплинарными исследованиями невозможно, что заранее предопределяет снижение качества научной поддержки Арктической программы. Руководство ФАНО осознает эту проблему и выражает озабоченность столь явно наметившейся перспективой снижения эффективности вложений в науку именно в тот момент, когда востребованность ее должна максимально возрасти в соответствии с принципиальным изменением государственной политики в Арктике. По инициативе ФАНО этот вопрос был вынесен 24-25 ноября 2014 г. на обсуждение научной общественности на проведенном в Архангельске «Дискуссионном клубе» по теме «Арктика как системообразующий проект социально-экономического и инновационного развития России». По итогам дискуссии руководители 7 из 10 входивших ранее в КНЦ РАН научных организаций подписали с ФАНО соглашение об инициировании процесса интеграции с целью возрождения единого (как и в ХХ веке - самого крупного в АЗР) регионального научного центра РАН. На состоявшемся 18-19 декабря в Москве методическом семинаре в ФАНО одобрены «Дорожная карта» интеграционных мероприятий на период декабрь 2014 г. - сентябрь 2015 г. и общие контуры единой исследовательской программы будущего Центра. Опираясь на научные традиции КНЦ РАН и исходя из неоднократно отмечавшихся возможностей транслировать их на ближайшее будущее [43-48], в качестве ядра Приоритетные задачи Кольского регионального научного центра... ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19) 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz