Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №4.
0.04-0.15 Гц, высоких частот (HF) - 0.15-0.4 Гц (ms2), а также общей мощности спектра (ТР, мс2). Кроме того, оценивался баланс между симпатическими и парасимпатическими влияниями на ВСР (LF/HF) и индекс централизации [10]. В качестве индикаторов психофизиологического состояния организма использовали оценки уровня адаптации (А), показателя вегетативной регуляции (В), показателя центральной регуляции (С), показателя психоэмоционального состояния (D). Наряду с этим производилось измерение давления и пульса. Все измерения, по возможности, выполняли с применением клиноортостатической пробы, т.е. в клиноположении (лежа) и в ортостазе (стоя). Статистический анализ и оценку значимости различий между показателями проводили с использованием пакета программ «STATISTICA 10.0». Анализ факторов риска, предрасполагающих к нервно-психическим нарушениям у детей проводили на основе медицинской документации (медицинские карты) детей с врожденными, нервно-психическими нарушениями и задержкой психомоторного развития. Всего проанализировано 112 медицинских карт. После обработки данных была выявлена информация о социальном окружении: родителей, материально-бытовых условиях; о течении беременности и неонатального периода, периода новорожденности и последующих диагнозах лечебно профилактических учреждений и Медико-социальной экспертизы. Поскольку большинство обследуемых детей, пребывающих в школе-интернате и в Областном специализированном доме ребенка, родились в неблагополучных семьях или воспитываются без родителей, необходимая информация была получена из медицинской документации, содержащей сведения об особенностях развития ребенка. Кроме того, часть информации о социально-бытовых условиях проживания детей в родительском доме собрана путем опроса и экспертной оценки воспитателей и учителей. В результате проведенных исследований получена большая база данных о динамике развития детей, отраженная в медицинской документации. В настоящее время этот материал обрабатывается и анализируется. Все материалы, содержащиеся в женских консультациях и детской городской больнице и имеющие отношения к обследуемых детям, скопированы из первичных документов и анализируются. Результаты исследований Условия в Интернате Анализ условий пребывания и обучения детей в школе-интернате №7 показал, что коллектив педагогов, возглавляемый завучем Лидией Ивановной Кузнецовой, представлен профессионалами высокого класса, хорошо знающими психологические особенности каждого ребенка и учитывающие их в процессе обучения. В школе, благодаря энтузиазму и усилиям Лидии Ивановны, создан уникальный музей русских ремесел (рис. 1), который непрерывно пополняется изделиями воспитанников, сотрудников и, в значительной степени, самой Л.И. Кузнецовой. Музей играет значительную роль в эстетическом, культурном и патриотическом воспитании школьников. Наблюдение за поведением детей показало, что в школе создана оптимальная доброжелательная и дружеская атмосфера, в которой дети чувствуют себя комфортно и воспринимают педагогов как своих друзей и товарищей. Особое внимание в школе уделяется питанию детей, которое отличается высоким качеством и разнообразием, физическому воспитанию. В целом, в школе-интернате №7 созданы благоприятные условия для гармоничного развития детей, которые должны способствовать повышению адаптационного резерва и психофизиологического здоровья. Исходя из таких предпосылок, можно было бы предположить, что функциональное состояние организма детей в школе-интернате №7 должно быть сопоставимо с функциональным состоянием школьников соответствующих возрастных групп, обучающихся в других школах г. Апатитов. Однако анализ показателей ВСР показал иную картину. Функционального состояния детей с нервно-психическими особенностями и анали з . 36 ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz