Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №4.
Н.К. Белишева, А.А. Мартынова, С.А. Пряничников и др. биологических факторов, влиявших на них как до, так и после рождения, а также спецификой воспитания в закрытых коллективах [ 2 ]. Особую остроту проблема психического здоровья детей приобретает в Арктическом регионе, где воздействие геофизических факторов среды, ассоциированных с солнечной активностью и сопутствующими токсическими агентами, снижает уровень адаптации, приводит к возрастанию общей и детской заболеваемости [10-19], а также непосредственно влияет СА на состояние головного мозга и психоэмоциональные реакции [20-25]. Отсюда возникает необходимость ранней диагностики отклонения в развитии у детей, выявления причин возникновения нарушений в психическом развитии и разработке мероприятий, направленных на профилактику нервно-психических заболеваний, а также коррекцию нарушений развития у детей. В данном исследовании представлены предварительные результаты анализа функционального состояния детей с отклонениями в нервно-психическом развитии, а также факторов риска, предрасполагающих к отклонениям в развитии у детей, связанных с репродуктивным здоровьем женщин и микросоциальными условиями, ведущими к нарушению внутрисемейных отношений. В статье отражена часть результатов комплексного психофизиологического исследования здоровья детей с психическими проблемами развития, выполненного совместно с сотрудниками Федерального государственного бюджетным учреждением науки (ФГБУН) «Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН», Санкт-Петербург. Исследование проведено по теме: «Разработка методов раннего выявления отклонений в развитии детей, проживающих в суровых условиях Арктики» в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН», тема 44. Материалы и методы Исследование было выполнено в «Школе-интернате №7 для Умственно Отсталых Детей Специальной Коррекционной Общеобразовательной», по согласованию с администрацией муниципального казенного учреждения "Управление образования администрации города Апатиты". Родители детей, а также опекуны (в случае отсутствия родителей) получили документы, представляющие тексты «Информированного согласия на участие ребенка в научном исследовании» с разъяснением целей и задач исследования. В обследовании участвовали только те дети, родители или опекуны которых выразили согласие, скрепленное личной подписью. Эмпирической базой исследования являлись школьники «Школы-Интерната №7 для Умственно Отсталых Детей Специальной Коррекционной Общеобразовательной» (46 человек) в возрасте от 8.3 до 17 лет, включая 30 мальчиков и 16 девочек. В соответствии с возрастной периодизацией, группы детей были разделены по полу и возрасту на 4 подгруппы (мальчики и девочки), относящиеся ко II периоду детства (7-12 лет - мальчики; 8-11 лет - девочки), средний возраст 11.0±0.3 (8.3-12.8 лет) и 11.0±0.5, (8.3-12.6 лет) соответственно, и мальчики и девочки, относящиеся к подростковой группе, средний возраст - 15.0±1.3 (13-17 лет) и 14.2±0.9 (13-15 лет) соответственно. В качестве контрольных групп сопоставления с обследуемыми группами детей привлечены данные по оценке вариабельности сердечного ритма (ВСР) у детей в обычной школе г. Апатиты (мальчики, средний возраст 14.7±0.5 лет) и у детей в селе Краснощелье, средний возраст 5.23±1.06 (4.2-6.3 лет) [26]. Оценку функционального состояния организма детей проводили на основе измерений ВСР с использованием программно-аппартного комплекса «Омега-М». Для этой цели отобраны такие показатели ВСР, как SDNN (ms) - среднее 5-ти минутных стандартных отклонений всех RR- интервалов; SDANN (ms) - среднеквадратичное отклонение, вычисленное на базе интервалов RR, усредненных за 5 минут записи; RMSSD (ms) - квадратный корень из средней суммы квадратов разностей последовательных RR-интервалов (среднеквадратичное отклонение межинтервальных различий). Спектральный анализ осуществлялся при помощи быстрого преобразования Фурье с расчетом спектральной плотности мощности (мс2) по следующим частотным диапазонам: очень низких частот (VLF) - 0.0033-004 Гц, низких частот (LF) - ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19) 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz