Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №4.

психического развития детей, ведущее значение имеют пре- пере- и ранние постнатальные расстройства, снижающие функциональные возможности организма [4]. Существенную роль в развитии психических расстройств у детей играют и гипоксически-ишемические повреждения мозга в перинатальном периоде [5-7]. С возрастом незначительные нарушения в функциональной активности мозга, возникшие в пренатальный период, могут приводить к нарушениям малой локомоции, развития речи, дислексии, изменениям поведения и проблемам обучения [2]. В настоящее время не вызывает сомнения существование минимальных мозговых дисфункций приблизительно у 20 % детей в общей популяции [ 8 ], несмотря на прогресс в диагностике генетически детерминированных синдромов и болезней, характеризующихся нарушениями нервно-психического развития детей [9]. Одной из актуальных проблем медицины является вопрос о причинах, способствующих сохранению высокого уровня психической заболеваемости у детей. Остаются малоизученными сочетания факторов биологической природы и микросоциальных условий. Значительный вклад в причинность возникновения биологических предпосылок психических нарушений у детей вносит репродуктивное здоровье женщин. В перинатальном и постнатальном периодах факторами риска для развития психических расстройств могут стать асфиксия при рождении, рождение с помощью кесарева сечения, недоношенность, сочетание этих факторов [4]. Отклонения в нервно-психической сфере детей зависят от того, насколько интенсивным и продолжительным было влияние отрицательных факторов: при токсикозе беременных органическое поражение ЦНС наблюдалось в 1.2% случаев, при патологии родов - в 2.1%, при сочетании указанных факторов - в 10% случаев [4]. Микросоциальные средовые факторы существенно влияют на нервно-психическое здоровье школьников: злоупотребление родителей (преимущественно отцов) алкоголем приводило к нарушениям психического здоровья детей в 60.64%; плохие взаимоотношения родителей способствовали возникновению нервно-психических отклонений у школьников в 62.42%; отмечается также, что дети с нервно-психическими отклонениями учились неудовлетворительно в 30.13% и т.д. Считается, что основным фактором риска, предрасполагающим к раннему формированию поведенческих отклонений, служит дезадаптация родительских семей больных детей [4]. Вследствие этого 16% детей рождается вне зарегистрированных браков. Ежегодно около 500 тыс. детей остаются без одного из родителей (развод или смерть). Порядка 100 тыс. детей воспитываются в государственных учреждениях, основной контингент в них - «социальные» сироты (отказные дети, дети из неполных семей, дети, родители которых лишены родительских прав). Детей, по-настоящему не имеющих родителей, всего 10%. В результате множественных причин, связанных с биологическими и социальными факторами, здоровье детей, проживающих в домах ребенка и интернатах, вызывает особую тревогу. Около половины этих детей имеют перинатальную патологию, до 10 % - врожденные или наследственные болезни, более 20 % - родились недоношенными или с низкой массой тела, и только 6 % детей поступают в дома ребенка здоровыми [ 2 ]. Распространенность психических расстройств значительно выше среди детей-сирот и детей из хронически конфликтных семей. В настоящее время в России насчитывается более 700 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, у 62% детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, с раннего детства выявляется задержка соматофизического и психического созревания с нарушениями интеллекта, личностной незрелостью, признаками депривационного развития личности, у 43.7% детей-сирот и 77.3% детей из конфликтных семей - соматоформные или психосоматические расстройства, затяжные реакции на стресс; у 22-23% - стойкие отклонения поведения с характерологическими и патохарактерологическими реакциями [3]. Низкий уровень физического и нервно-психического развития, высокая заболеваемость воспитанников интернатов обусловлены воздействием неблагоприятных социально­ Функционального состояния детей с нервно-психическими особенностями и анали з . 34 ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz