Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №4.
Н.К. Белишева, А.А. Мартынова, С.А. Пряничников и др. расстройствами, составляет 45.9%. При этом большинство расстройств формируются именно в детско-подростковом возрасте [ 1 ]. Данные специальных углубленных исследований свидетельствуют, что со здоровьем детей, особенно школьного возраста, сложилась неблагоприятная ситуация. Наблюдается стремительный рост числа хронических социально значимых болезней; снижение показателей физического развития (децелерация и трофологическая недостаточность); рост психических отклонений и пограничных состояний; рост нарушений в репродуктивной системе; увеличение числа детей, относящихся к группам высокого медико-социального риска [2]. В детско- подростковой среде значительно увеличилось число суицидов, проявлений агрессии и вандализма, асоциальных в том числе, криминальных форм поведения, употребления психоактивных веществ. Характерны рост инвалидности, ухудшение адаптации в образовательных учреждениях, значительное снижение возможности выбора профессии и уровня годности юношей к военной службе [3]. Одна из основных причин, определяющих сложившуюся ситуацию, - прогрессирующее ухудшение состояния психического здоровья, в том числе уже в ранние периоды детства. При этом распространенность психической патологии (на 100 тыс. населения соответствующего возраста) на 21% выше среди детей старшего подросткового возраста (3 286.7), чем среди детей до 14 лет (2 720.4). За последние пять лет распространенность психической патологии среди детей до 14 лет увеличилась на 16.7%, среди подростков - на 2.5%. В структуре патологии у детей и подростков в 65.9% случаях выявляются непсихотические психические расстройства, в 31.0% - умственная отсталость, в 3.1% - психозы (в т.ч. 0.5% - шизофрения). Среди подростков первое ранговое место занимает умственная отсталость (50.3%, из них 80% - легкие формы), второе и третье - непсихотические психические расстройства (43.9%) и психозы (5.84, в т.ч. шизофрения - 1.84%) [3]. В настоящее время обозначилась проблема психических нарушений у детей раннего возраста. Официальные статистические данные о заболеваемости этой возрастной группы отсутствуют. В то же время, по данным Научного центра психического здоровья РАМН, психические нарушения среди детей в возрасте от первых месяцев жизни до трех лет выявляются достаточно часто [3]. По данным Московского НИИ психиатрии Минздрава России частота пограничных психических расстройств среди детей всех возрастов, воспитанников и учащихся различных образовательных учреждений колеблется (по разным регионам) от 22.5 до 71%. Во многом из-за этого более 70% учащихся учреждений общего среднего образования испытывают значительные трудности в усвоении базовой школьной программы обучения. Среди учащихся ПТУ по сравнению со школьниками в 14 раз чаще встречаются лица с психогенными реакциями, в 19 раз - с патологическим формированием личности, в 2.5 раза - с неврозами, в 1.5-2 раза - лица, употребляющие психоактивные вещества. Это сказывается на уровне профессиональной подготовки и влияет на возможность дальнейшего трудоустройства [3]. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 574 тыс. детей-инвалидов. Среди заболеваний, приводящих к инвалидности детей, ведущее место занимают психические нарушения (18.6%), они являются причиной инвалидности детей в 11 раз чаще, чем заболевания органов пищеварения, в 7 раз чаще, чем злокачественные новообразования, в 3-4 раза - чем заболевания органов дыхания, эндокринной системы, уха, глаз, костно-мышечной системы. В структуре психических нарушений, послуживших причиной инвалидности, ведущее место занимает умственная отсталость (22.3%), ее доля за последнее десятилетие возросла на 2.7%. [3]. В основе катастрофического ухудшения здоровья лежит целый комплекс социально экономических причин, среди которых не последнюю роль играют несовершенство существующей системы медицинского обследования детей и подростков, ухудшение качества питания, «техногенные перегрузки» в результате промышленного загрязнения окружающей среды, уменьшение объема профилактических программ в амбулаторном звене здравоохранения, рост стрессовых ситуаций др. [2]. В ряду факторов, вызывающих нарушения гармонии сомато- ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19) 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz