Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №4.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 612 + 572.087 +572.512.823 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ С НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РИСКА, ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИХ К ОТКЛОНЕНИЯМ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ Н.К. Белишева, А.А. Мартынова, С.А. Пряничников, Н.Л. Соловьевская, Т.С. Завадская, Р.Е. Михайлов Научный отдел медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике КНЦ РАН Аннотация В работе приведены результаты анализа функционального состояния организма детей с отклонениями в нервно-психическом развитии, обучающихся в специализированной школе-интернате, и проанализированы факторы, связанные с социальными условиями и репродуктивным здоровьем, ведущих к нарушениям в развитии у детей. Результаты проведенных исследований выявили снижение адаптационного резерва у детей школьного возраста с отклонениями в нервно-психическом развитии при функциональной нагрузке. Показано, что мощность спектральных частотных составляющих в вегетативной регуляции сердечного ритма у детей школы-интерната значимо отличается от контрольной группы здоровых детей сходной возрастной группы. Выявлены различия (p<0.0) между уровнями адаптации, показателями вегетативной и центральной регуляции ВСР, психоэмоциональным состоянием у школьников в интернате и в контрольной группе детей, проживающих в г. Апатиты. Собрана информация из медицинской документации об особенностях развития у детей в интернате и в доме ребенка, а также частичная информация о заболеваниях родителей и особенностях социально-экономического статуса их семей. Проанализированы и выявлены основные факторы, предрасполагающие, к рождению детей с отклонениями в развитии и даны рекомендации по снижению факторов риска. Ключевые слова: дети с отклонениями в психическом развитии, вариабельность сердечного ритма, факторы риска. Введение В Декларации членов Европейского региона ВОЗ, включая Российскую Федерацию (январь 2005 г., Хельсинки), особо подчеркивается необходимость усиления борьбы с «эпидемией психосоциальных и психических расстройств, представляющих одну из важнейших угроз для здоровья и благополучия жителей Европы». При этом внимание акцентируется на бремени психических и поведенческих расстройств в детском и подростковом возрасте, поскольку около 2 млн молодых людей в одном только Европейском регионе страдают психическими расстройствами - от депрессии до шизофрении. До 20% детей во всем мире имеют проблемы психического здоровья (ВОЗ, 2006) [1]. По данным акад. РАМН Т.Б. Дмитриевой (2006), исследования, проведенные в нашей стране, показывают, что более 30% всего населения России нуждается в консультативной или лечебной помощи психиатра, нарколога, психотерапевта. Ежегодно в психиатрические учреждения страны обращаются около 8 млн человек, что составляет более 5% населения. В 2005 г. из 4 180 082 чел., постоянно наблюдавшихся в психиатрических учреждениях страны, 722 542 составили дети и 296 559 - подростки. Показатели болезненности и первичной заболеваемости психическими расстройствами в детско-подростковой популяции (на 100 тыс. чел.) на протяжении 10 лет превышали по темпам роста аналогичные показатели у взрослых практически в 2 раза. Доля лиц, уволенных с военной службы в связи с психическими 32 ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz