Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №4.

О.А. Бодрова H.В. Кудрявцева и др. Практически нет информации об авторе первого крупного обзорного труда по этнографии саамов В.П. Верещагине, а также о его последователе Н. Дергачеве, не оставившем читателям последующих поколений даже своего отчества. Крайне мало сведений о А.И. Кельсиеве, первом исследователе саамской антропологии, собравшем к тому же богатую этнографическую коллекцию, отраженную в различных иллюстрациях к этнографическим альбомам и тем самым повлиявшую на массовые представления о визуальном образе кольских саамов. Обширное поле для исследований представляет интертекстуальность этнографических произведений и связанные с ней проблемы. В первую очередь это проблема установления первоисточника. При отсутствии научных стандартов цитирования чужих трудов этнографы пересказывают тексты предшественников, часто воспроизводят их дословно, иногда без упоминания автора оригинального текста. Отсюда могут возникать сложности правильного цитирования у современных исследователей. Изучение способов интертекстуальной маркированности также позволяет охарактеризовать определенный уровень развития отечественной этнографии, которая как научная дисциплина окончательно сформировалась только к началу XX в., что дополнительно подтверждают этнографические тексты о саамах. Подводя итоги, хочется еще раз отметить значение этнографических источников второй половины XIX - начала XX вв. для формирования современных знаний и представлений о культуре кольских саамов. При этом до сих пор в этом поле сохраняется ряд проблем, требующих внимания исследователя. С одной стороны, в современной отечественной науке кольские саамы являются одним из наиболее изученных этносов, хотя сохраняются некоторые пробелы, связанные с недостаточной степенью изученности дореволюционных этнографических описаний. С другой стороны, если говорить о бытовых массовых представлениях, то образ современных саамов недалеко ушел от «калевальской» эпохи восприятия этого народа, о чем писал в конце XIX в. Н.Н. Харузин. По мнению этнографа, о Лапландии складывается одностороннее представление, «мало чем отличающееся от представлений творцов Калевалы», и в большинстве источников второй половины XIX в. Лапландия предстает как «страна полусказочная, страна холода, вечного мрака - страна, населенная чародеями» [16: 1]. Надо отметить, что и сейчас развитие представлений о саамской культуре не всегда движется в сторону реальных знаний. Все большую популярность, особенно в сети Интернет, приобретает псевдонаучная и паранаучная литература, в которой кольские саамы ассоциируются с мифической Гипербореей, шаманизмом и прочими экзотическими для русского читателя явлениями. За невозможностью определить, что лежит в основе подобных источников: чужой текст или фантазия автора-составителя, в отечественной культуре образ саамов снова начинает обрастать стереотипами и штампами этнографической литературы второй половины XIX - начала XX вв., что, безусловно, требует дальнейших этнологических исследований. ЛИТЕРАТУРА I . Черняков З.Е. Очерки этнографии саамов. Рованиеми, 1998. 116 с. 2. Разумова И.А. «Аборигены» и «мигранты»: проблемы аккультурации и культурной дистанции коренного и городского населения Крайнего Севера // Народные культуры Европейского Севера. Материалы Республиканской научной конференции. Архангельск, 2008. С. 28-33. 3. Ушкаков И.Ф. Кольская земля. Мурманск, 1972. 672 с. 4. Федоров П.В. Северный вектор в российской истории: центр и Кольское Заполярье в ХѴІ-ХХ вв. Мурманск, 2009. 388 с. 5. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975. 282 с. 6. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991. 168 с. 7. Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1971. 104 с. 8. Александров Н.А. Где на Руси какой народ живет и чем промышляет: Читано в Соляном городке. Чтение 1-2. М., 1874. 32 с. 9. Львов В.Н. Русская Лапландия и русские лопари: географический и этнографический очерк. М., 1903. 82 с. 10. Кизеветтер А.А. Русский Север: Роль Северного края Европейской России в истории русского государства: исторический очерк. Вологда, 1919. 66 с. 11. Огородников Е.К. Прибрежья Ледовитого и Белого морей с их притоками. По книге большого чертежа. СПб., 1875. 265 с. 12. Спасский К. Лопари // Русская земля. (Природа страны, население и его промыслы). Сборник для народного чтения. Т. 1. Область крайнего севера. СПб., 1899 г. С. 222-231. 13. Щапов А.П. О влиянии гор и моря на характер поселений // Русское слово. 1864, март. С. 105­ 317. 14. Семенов Д.Д. Отечествоведение: Россия по рассказам путешественников и учен. исследованиям: учеб. пособие для учащихся. Т. 1. М., 1879. 309 с. 15. БурыкинА.А. К читателю // Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XVII - нач. XX в.). М.: Северные просторы, 2002. С. 5-10. 16. Харузин Н.Н. Русские лопари. М., 1890. 472 с. 17. Елисеев А.В. По белу-свету: Очерки и картины из путешествий по трем 124 ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz