Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №4.

Ж.Э. Каспарьян прожиточного минимума. Фактически все эти меры сводятся к задаче наполнения адекватным содержимым положений Северного социального контракта (термин, введенный Е.С. Котырло в диссертации «Развитие человеческого потенциала Российского Севера» и, по мнению автора, наиболее полно отражающий социально-экономическую суть вопроса) с тем, чтобы система компенсации потерь от проживания в неблагоприятных климатических условиях эффективно действовала в отношении населения Севера, гарантировала получение минимального необходимого для жизни дохода, способствовала росту рабочих мест для северян, развитию социальной сферы и увеличению комфортности проживания на северных территориях; • пересмотреть практику переноса «северных» обязательств с государства на предпринимателей без учета финансовых возможностей малого бизнеса, что приводит в конечном счете к существенному росту стоимости рабочей силы в силу формирования ловушек социального обеспечения. Не случайно численность занятых в малом бизнесе на Севере в два раза ниже, чем в среднем по России. Необходимо учитывать, что такой бизнес гораздо сильнее способствует формированию социальных связей в местном сообществе, укоренению населения и развитию ассортимента предоставляемых услуг. Особую важность данное положение приобретает для северных регионов с высокой мобильностью рабочей силы, каковым является Мурманская область, где занятость по найму в государственном или корпоративном секторе тяготеет к обезличиванию трудового контракта и формализации трудовых отношений [13, с. 181]. В условиях севера роль малого бизнеса не сводится только к роли буфера в период усиления безработицы, он является фактором роста социального капитала и закрепления населения в малокомфортных условиях проживания [там же]; • разработать региональную целевую программу снижения травматизма, смертности и инвалидности населения, основным ядром которой должен стать комплекс профилактических мероприятий. Отметим, что за период экономических реформ структура смертности населения Мурманской области характеризуется сверхсмертностью мужчин трудоспособного возраста, а показатель смертности населения региона возрос более чем в два раза, что связано как с процессом старения населения (за счет оттока более мобильной молодежи), так и с общими тенденциями к ухудшению условий труда, снижению качества здоровья и доходов населения, потере жизненных перспектив и ценностей, развалу социальной инфраструктуры. • разработать региональную целевую программу (систему мер) по развитию транспортной сети, направленную на переход от «древовидной» структуры транспортного сообщения региона к «сетевой»; • разработать и внедрить региональную долгосрочную целевую программу по профилактике, мониторингу и улучшению здоровья жителей Мурманской области, учитывающую насущные потребности населения региона в профилактике травматизма, ранней диагностике заболеваний, обеспечении доступности медицинской помощи и увеличении обеспеченности медицинской помощью всех населенных пунктов региона; • решить особо актуальные вопросы социальной политики региона, в том числе: - сократить негативное воздействие демографических изменений и миграционных процессов, ориентировать систему образования на запросы реального сектора экономики и на потребности рынка труда, повысить качество образования на всех уровнях и уровень кадрового обеспечения регионального рынка труда. В заключение особо отметим, что российские территории АЗРФ обладают значительным уже сложившимся человеческим потенциалом, адаптированным к жизни и работе в экстремальных условиях крайнего Севера. Сберечь и приумножить этот потенциал в интересах развития АЗРФ и всей страны - одна из важнейших задач современной социальной политики северного региона. Эффективной арктическая политика России станет только тогда, когда будет осуществлена ее переориентация на решение первоочередных социальных проблем АЗРФ, которые сами регионы, без вмешательства государства, решить не в состоянии. Современная концепция развития АЗРФ ставит перед входящими в нее регионами целый ряд комплексных задач, требующих рационального научно-обоснованного и системного ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19) 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz